Как на Нижнекамской ГЭС «ликвидировали» самую сложную аварию

Неуправляемый речной сухогруз протаранил левый пролет водосливной плотины Нижнекамской ГЭС. Из-за неконтролируемого сброса воды под угрозой полного или частичного затопления находится около 30 населенных пунктов Татарстана. Возможно опрокидывание плотины. Такую ситуацию на учениях отрабатывали в среду сотрудники Нижнекамской ГЭС.

Плотина под угрозой разрушения

12 сентября со стороны Нижнекамской ГЭС слышался тревожный вой сирен. Неуправляемый сухогруз врезался в левый пролет водосливной плотины, тем самым повредив его. С Нижнекамского водохранилища с высоты шести метров обрушился мощный поток. Специалисты, работающие на месте чрезвычайной ситуации, не исключают, что существует опасность разрушения плотины. При развитии самого неблагоприятного сценария частично или полностью под водой окажется 31 населенный пункт Татарстана, располагающийся ниже по течению. Под угрозой находятся жизни более 12 тысяч человек…

На самом деле никакой аварии, к счастью, не произошло. Это всего лишь совместные спецучения МЧС Татарстана, персонала филиала ОАО «Генерирующая компания» Нижнекамская ГЭС и аварийных служб Набережных Челнов. Перед их началом заместитель начальника главного управления МЧС РФ по РТ Андрей Орлов отметил, что перед участниками стоит задача «локализовать и ликвидировать» наиболее тяжелую аварию, которая только возможна на гидротехнических сооружениях.
– В первую очередь от нас требуется проверить готовность персонала ГЭС к чрезвычайным ситуациям, оценить практические навыки руководящего состава и работников, и то, как отработаны вопросы взаимодействия с МВД, МЧС, медицинскими службами, администрацией города и другими структурами, – пояснил он цель искусственного создания аварии.

И поскольку сценарий учений предполагает возможную угрозу жизни жителей нескольких районов, Андрей Орлов обещал, что в свете событий в Крымске комиссия тщательно проверит работу системы оповещения населения.
– Этот вопрос отнюдь не праздный, – заметил он. – Понятно, что у ГЭС есть локальные и передвижные сирены. Но существует указ президента России по созданию эффективной системы оповещения населения, и необходимо уточнить, соответствует ли то, что есть на станции, необходимым требованиям.

Залатали вымышленные дыры

Старт учениям был дан в 10.40. Поступило сообщение о ЧП на водосливной плотине. Начальник дежурной смены немедленно ставит в известность руководство Нижнекамской ГЭС, ОАО «Генерирующая компания», ФСБ, диспетчерские различных служб. Мобилизованы внештатные аварийно-спасательные формирования, созданные на станции.

Взвыли сирены. Началась эвакуация персонала ГЭС из опасных зон, оказание первой медицинской помощи пострадавшим. К плотине потянулись кареты «скорой помощи», пожарные машины. Через полчаса сотрудники МЧС РТ и ГИМС оцепили акваторию верхнего и нижнего бьефов и приняли меры по обеспечению пожарной безопасности на гидроэлектростанции.
Тем временем штаб оценивает положение, прогнозирует развитие ситуации и разрабатывает план ликвидации аварии. Вводится режим чрезвычайной ситуации. Персоналу ГЭС необходимо локализовать и ликвидировать аварию на водосливной плотине.

Если их действия будут неверными, повысится вероятность дальнейшего разрушения плотины. Большой расход воды через повреждение, нанесенное сухогрузом, может вызвать нарушение устойчивости плотины, спровоцировать ее сдвиг и опрокидывание.

После того, как план действий был составлен, работники участка по обслуживанию и эксплуатации гидромеханического оборудования турбинного цеха Нижнекамской ГЭС начинают устанавливать аварийно-ремонтный затвор на месте повреждения плотины. Когда это было сделано, водолазы проверили, насколько качественно были заделаны пробоины. Опасность устранена. Учения, продлившиеся шесть часов, завершились.

Проанализировав их итоги, Андрей Орлов оценил действия служб и персонала Нижнекамской ГЭС положительно, хотя отметил и некоторые недостатки. Но учения для того и нужны, чтобы их выявить и не допускать в будущем.
Кстати, начальник ПТО Нижнекамской ГЭС Сергей Шорин отметил, что согласно «Расчету вероятного вреда» угроза возникновения аварии, способной привести к последствиям, исходящим из сценария учений, ничтожно мала. Систематические проверки гидротехнических сооружений показывают, что их состояние не вызывает опасений. Описанные события возможны только при злонамеренном воздействии со стороны.

– И не допустить этого – задача ФСБ, – заключил Андрей Орлов.

Фото Рафката Бильданова.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*