Удавшийся фильм с неудачным названием

50 лет исполнилось фильму Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Полвека назад жанр этой ленты определить было трудно – что-то между мелодрамой и трагикомедией. Но и без точного определения она пользовалась (и продолжает пользоваться) большим успехом у зрителей.

Без семьи, без друзей, без работы…

Сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, был написан режиссером и кинодраматургом из Белоруссии Николаем Фигуровским и изначально именовался «Благоразумная ведьма». Название «Когда деревья были большими» было придумано Фигуровским позже, в процессе доработки сценария, который после этого и начал привлекать режиссера своей лирической задушевностью. Главный герой Кузьма Кузьмич Иорданов остался без семьи, без друзей, свою профессию слесаря забросил, жил на случайные заработки. Словом, пьяница, прощелыга, ожидающий высылки из Москвы за тунеядство.

Как-то он подрядился помочь старушке доставить из магазина стиральную машину. От нее Иорданов узнал о том, что в селе Селиваново живет девушка, которая мечтает найти своих родителей, пропавших во время войны. Выйдя из больницы, Кузьма Кузьмич едет в деревню, где живет эта девушка. Знакомится с Наташей и заявляет, что он ее отец. Но постепенно в нем пробуждается совесть, и он решает открыться в своем обмане. Однако его названная дочка не хочет верить этому признанию. Кузьма Кузьмич так и остается с Наташей в роли доброго родителя, правда, заметно «перековавшись»…

Роль Никулину долго не давалась

Успех картины во многом зависел от выбора исполнителя главной роли. Сначала Кулиджанов подумал о Василии Меркурьеве, который, прочтя сценарий, дал свое согласие. Но через несколько дней, когда директор картины начал более конкретные переговоры с Меркурьевым, тот выдвинул ряд условий, на которые трудно было согласиться. Главное требование – натура должна сниматься под Ленинградом, рядом с его дачей, поскольку ему трудно выехать в экспедицию. Пришлось от Меркурьева отказаться.

Затем «примерили» роль на Бориса Андреева. Но монументальная фактура актера не вязалась с обликом того жалкого человечка, который вырисовывался в процессе работы над сценарием.

Начали вновь искать актера. Среди первых кандидатов оказался Юрий Никулин. До этого времени он был известен в кино как мастер острокомедийных, фарсовых ролей. И вдруг такая сложная психологическая роль. Самое любопытное, что Кулиджанов ни одной роли Никулина в кино не видел.

Роль Иорданова долго не давалась Никулину. Внешний облик помог ему обрести художник-гример Александр Иванов. Сразу решили, что Иорданов будет небритым.

Долго искали костюм. Художник по костюмам и режиссер считали, что шить специально для Кузьмы не нужно. Он должен выглядеть обшарпанным, помятым. И носить может что-то уже готовое, а то и взятое с чужого плеча. Никак не могли подобрать головной убор. В костюмерной перебрали сотню кепок и фуражек, и ни одна актеру не понравилась. Случайно он заметил в углу маленькую кепочку со сломанным козырьком и примерил ее. Это было то, что надо.

«Сгулаяла» пять тарелок борща

На роль Наташи пригласили молодую актрису Инну Гулая. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей. В павильоне выстроили комнату деревенской избы. Чтобы актеры не просто сидели за столом, а чем-то занимались. Кулиджанов предложил – пусть Наташа ест борщ.

Принесли в павильон кастрюлю горячего борща. Начали снимать первый дубль. Инна Гулая спокойно, с аппетитом ела борщ. Второй дубль. Инна съела еще тарелку борща. Сняли пять дублей. Гулая съела пять тарелок борща. Когда удивленный Юрий Никулин спросил, почему она так много ест, она ответила: «Волнуюсь».

Пробы прошли удачно. Если Никулин принес с собой, помимо абсолютной естественности героя, общую трагикомическую интонацию фильма, то Инна Гулая окрасила фильм лиризмом.

Она оказалась достойной партнершей Никулина. Но, в отличие от него, Инна была скорее нелюдимой. Ее Наташа – нескладная, в стоптанных тапочках на босу ногу, в стареньком платьице – очень далека от кинематографического штампа красоты. Но в этой застенчивой тихой девчонке есть какое-то необъяснимое обаяние чистоты и доброты, которое сразу вызывает
к ней искреннюю симпатию.

«Знаем вас, артистов!..»

Съемки решили начать с эпизода в мебельном магазине. Вот как об этом поведал Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно…»:

– Администрация картины договорилась, чтобы в этот день магазин не работал. Меня загримировали, переодели и привезли на съемку. Вышел я из машины, смотрю, в дверях стоит человек, как потом я узнал, директор магазина. Неподалеку от него Кулиджанов и оператор картины Гинзбург. Я спокойно направляюсь к дверям, а директор меня останавливает:

– Куда?

– В магазин, – говорю я.

Директор оглядел меня с ног до головы и решительно сказал:

– А ну-ка давай отсюда! Здесь съемки будут, не мешай.

– Да я артист, снимаюсь.

– Знаем вас, артистов. Я тебя здесь уже пятый день вижу.

Я начал доказывать, что он ошибается. Директор магазина засомневался и спросил у режиссера и оператора:

– Товарищи, это ваш человек?

Они посмотрели на меня и, не сговариваясь, заявили, что видят меня первый раз в жизни. Тут директор уже на меня рявкнул:

– А ну давай отсюда! Сейчас старшину позову!

И стал звать милицию. Вокруг начали собираться люди. Только тогда Кулиджанов и Гинзбург, смеясь, его успокоили:

– Это наш человек, наш. Главную роль играет. Пропустите.

Директор от неожиданности ахнул, а потом долго-долго извинялся. Этот случай меня порадовал. Значит, я уже похож на людей, подобных Кузьме Иорданову.

Фильм путали со спектаклем

После этого фильма у кинематографистов изменилось отношение к Юрию Владимировичу. Режиссер открыл для кино удивительное свойство его таланта: органическое сочетание комедийного и драматического.

Единственное, что не нравилось артисту, так это название картины: длинное, к тому же в театрах шла пьеса «Деревья умирают стоя», и фильм путали со спектаклем. Однажды буфетчица молочного кафе, узнав Никулина, крикнула официантке: «Маша, Маша, иди сюда скорее!.. Артист пришел из картины «Когда деревья, стоя, гнулись».

В самом начале съемок рабочий материал фильма решили посмотреть в Министерстве культуры СССР. И во время обсуждения один редактор встал и сказал: «Товарищи, что же это получается? Герой картины – тунеядец. Разве такие фильмы нужны нам? Чему мы научим зрителя? Вот мы сейчас смотрели материал. Снято добротно, профессионально. И, на мой взгляд, в этом весь ужас, что материал получается хороший. А если материал хороший, следовательно, картина будет впечатлять, и все ее идейные недостатки станут более выпуклыми».

Все в киногруппе расстроились. Помог заместитель министра культуры СССР Николай Данилов. После просмотра он сказал: «А что спорить? Я беседовал с режиссером. Он считает, что картина получится, и я ему верю. Актеры тоже хорошие. Фильм не может быть вредным. Пусть люди работают». Немного позже картину поддержала и тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева.
Фильм Кулиджанова вышел на экраны страны в 1962 году и имел большой успех у публики. После премьерного показа «Когда деревья были большими» в столичном кинотеатре «Ударник» состоялось обсуждение фильма. На сцену вышел плохо одетый человек и сказал: «Товарищи, помогите мне! Эта картина про меня. Я смотрел и думал: можно же жить иначе! Важно только, чтобы тебя кто-нибудь любил, чтобы ты был кому-нибудь нужен. Ну скажите, где мне найти такую девочку Наташу, чтобы она меня полюбила? Я бы тогда стал совсем другим».

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*