В этом номере «Недели» мы открываем новую рубрику – «Актуальное чтиво». Непросто современному читателю сориентироваться среди бесконечного множества книг и книжек, энциклопедий и справочников, населяющих стеллажи и полки магазинов. Каждый месяц мы будем предлагать вам краткий обзор новинок книжного мира в исполнении нашего казанского собкора-книгочея Фарида Хайруллина. А уж выбор делать, конечно, вам.
Михаил Веллер. «Друзья и звезды»
(Издательство «Астрель», 2012 г.)
Михаил Веллер – без преувеличения самый умный и интересный писатель современности. Его произведения (от философских трактатов об энергоэволюционизме до сборников публицистических статей) читаются на одном дыхании. Не устаешь поражаться глубине и точности его оценок, оригинальности мышления.
В начале октября вышла очередная книга Веллера под названием «Друзья и звезды», включающая в себя 12 интервью писателя с мэтрами отечественной культуры: Василием Аксеновым, Евгением Евтушенко, Борисом Стругацким, Сергеем Юрским, Виктором Суворовым, Михаилом Жванецким.
С большинством из них он дружит не один десяток лет, поэтому интервью получаются яркими, откровенными и запоминающимися. Евгений Евтушенко, например, впервые рассказывает всю правду о знаменитом литературном скандале 60-х, связанном с публикацией в США его «Автобиографии», Виктор Суворов – о создании легендарного «Ледокола», Сергей Юрский вспоминает о начале своей театральной карьеры.
Книга замечательна. А для начинающих и не очень журналистов – бесценна.
Александр Башлачев. «Человек поющий. Стихи, биография, материалы».
(Издательство «Амфора, 2012 г.)
В августе этого года в издательстве «Амфора» вышла первая биография Александра Башлачева – знаменитого поэта и рок-музыканта, который, несмотря на короткую жизнь (покончил с собой в 28 лет), оставил после себя множество талантливых стихов и песен.
В книге собраны рассказы близких и друзей СашБаша. Особенный интерес у читателя вызовут воспоминания его соратников: Бориса Гребенщикова, Егора Летова, Дмитрия Ревякина, Юрия Шевчука. Все они считают Башлачева самым талантливым и искренним поэтом в русском роке.
Дмитрий Ревякин: «Помню, как я попал на его «квартирник». Это был не концерт, а проповедь какая-то. Помимо искренности, чувствовалось, что за ним стоит что-то весомое, которое словами не передать. Какие-то ангелы в этот момент присутствовали».
Захар Прилепин: «Слушать сегодня Башлачева просто страшно. Тут такая степень честности и… знаю еще чего, что сил нет вынести этот голос».
Читатель и сам может убедиться в правдивости этих оценок, послушав песни СашБаша. Башлачев по-прежнему с нами. Хотя бы в этой книжке.
Дмитрий Быков. «Икс».
(Издательство «Эксмо», 2012 г.)
Б. Шоу говорил: «Мало, кто мыслит больше, чем два или три раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю». Уверен, что Дмитрий Быков (ДБ) думает намного чаще. Иначе невозможно объяснить, как ему удается писать по несколько блестящих статей и стихотворений в день, вести радио и телепередачи, проводить уроки в школе и при этом ежегодно выпускать романы, поражающие точностью и глубиной высказываний. Каждое произведение ДБ – будь то рядовая колонка в «Труде» или монументальный роман из серии ЖЗЛ «Пастернак» – сигнализирует нам, что не все еще потеряно, что еще осталось то, ради чего стоит жить. А окружающая действительность с ее фальшивым гламуром, натужным хохотом, неуемным потребительством и распилом – не более чем рябь на воде, о которой не стоит и говорить.
3 октября вышел новый роман Дмитрия Быкова под названием «Икс». Главный его герой – писатель Шелестов (в нем без труда угадывается Михаил Шолохов) получает рукопись неизвестно кем начатого романа и начинает этот роман дорабатывать. Быков отмечает: «Мне захотелось создать роман-загадку, роман, в котором не будет борьбы идей, роман без ключа. Даже название романа – «Икс» – характеризует ту самую переменную, на место которой каждый может подставить свои варианты». Роман «Икс» ставит точку в бесконечных спорах на тему, писал ли Шолохов свои книги. Но это не главное. Главное – это блестящий язык, на котором она написана. Очередной шедевр Дмитрия Быкова.