Белоснежный корпус завода с ярким, запоминающимся логотипом, сочная, зеленая травка на газонах, выдраенные до блеска производственные помещения, вышколенный персонал, свободно говорящий по-английски – нет, европейское предприятие не спутаешь ни с чем! И тот факт, что оно разместилось в Набережных Челнах, – предмет особой гордости как для республики и города, так, в равной степени, и для транснациональной многопрофильной компании DSM.
Это по-европейски
На днях челнинский завод DSM Nutritional Products Rus с ознакомительным визитом посетил председатель правления корпорации Фейке Сийбесма. Сопровождали же его в этой краткой экскурсии те, кто так или иначе участвовал в реализации масштабного проекта, – генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев, генеральный директор ООО «DSM Nutritional Products Rus» Александэр Каминьски, председатель правления ОАО «АКИБАНК» Ильдар Галяутдинов, генеральный директор ЗАО «Агросила Групп» Илдар Гимадеев.
Итак, для начала вся делегация заполняет так называемые «карточки визитеров», облачается в защитные светоотражающие жилеты и каски и прослушивает краткий инструктаж о поведении на территории действующего производства. Конечно, все знают их наизусть, но… таковы требования техники безопасности, и собравшиеся безропотно им подчиняются. Видно, что господин Сийбесма очень доволен: это по-европейски.
Затем гости углубляются в цеха, осматривают склад, где на разноцветных паллетах аккуратно размещены упаковки с готовой продукцией (их, кстати, не так много – значит, не залеживается товар!), заглядывают в стерильно чистую лабораторию, где, как и полагается, множество мензурок, пробирок и колбочек с агрегатами ожидает проверки. Надолго задерживаются у «нитки», куда поступает сырье, а затем – у линии, с которой сходят готовые премиксы.
Волшебные добавки
Кстати о премиксах. Слово это для нас непривычное, заморское, поэтому объясним. Премиксы – это витаминно-минеральные добавки к комбикорму, которые содержат все необходимые для организма животных и птиц витамины, микро- и макроэлементы. Именно волшебные «приправы» способствуют лучшему перевариванию и усвоению питательных веществ корма, активизируют иммунную систему и в целом улучшают плодовитость и состояние здоровья животных. Так что значение премиксов в сельском хозяйстве переоценить невозможно.
Впрочем, как рассказали «Неделе» специалисты предприятия, челнинский завод DSM Nutritional Products Rus производит полезные добавки не только для скота и птицы, но и сырье для вполне человеческих витаминов. Его закупают крупные фармацевтические компании, которые выпускают их уже под известными по рекламе коммерческими названиями – в виде разноцветных таблеток и капсул в ярких упаковках.
Что и говорить, Фейке Сийбесма остался под впечатлением от увиденного: всего три года отделяют замысел от воплощения, а результаты – налицо! За такой короткий срок в провинциальном (будем смотреть правде в глаза!) городе, в чистом поле вырос современный высокотехнологичный завод, который в перспективе сможет обеспечивать премиксами всех российских сельхозпроизводителей.
Наверное, поэтому в конце экскурсии Фейке Сийбесма был так охотно настроен на общение с журналистами и откровенно, обстоятельно и интересно отвечал на все вопросы не только о челнинском подразделении, но и об истории DSM в целом, формуле успеха компании, глобальных мировых проблемах, которые решает холдинг, и снова – о Татарстане. Приводим самые интересные выдержки из рассказа прославленного топ-менеджера.
Новое значение старой аббревиатуры
– DSM расшифровывается как Dutch State Mines (Голландские Государственные Шахты), – ответил господин Сийбесма на интересовавший многих собравшихся вопрос. – Но мы уже не «Голландские» – потому что, как видите, представлены по всему миру. Не «Государственные» – потому что наши акции котируются на мировой бирже. И не «Шахты» – потому что они уже давно закрыты. Но поскольку мы заботимся о здоровье и благополучии людей, наши сотрудники расшифровывают аббревиатуру DSM как Do Something Meaningful – «Делай то, что имеет ценность».
С чего всё начиналось
– Полное название нашей компании – Royal DSM (Королевский DSM). Это знак того, что королева Нидерландов поддерживает нашу компанию. Но в деятельности DSM она, конечно, не участвует. Royal DSM была основана 110 лет назад на юге Нидерландов и начинала с добычи угля. После Второй мировой войны руководство компании осознало, что очень скоро добыча угля перестанет быть актуальной, и начало переводить DSM в химическую и нефтехимическую отрасли. Как показало время, это решение оказалось очень мудрым, потому что в конце 1960-х голландское правительство действительно остановило добычу угля, и все шахты были закрыты. Мы же к тому моменту трансформировались в предприятие химической и нефтехимической промышленности.
В 1990-х, когда я начал работать в компании, в DSM наступила вторая волна серьезных преобразований. Тогда мы боялись, что не выдержим «полиэтиленовой конкуренции» со странами Ближнего Востока, и во второй раз поменяли направления деятельности. Именно в 90-х DSM стала тем, чем является сегодня, – компанией, которая работает в области биотехнологий, медицины и материаловедения.
DSM уже многие годы лидер в индексе устойчивости Доу-Джонса, и мы немножко этим гордимся, потому что опережаем многие компании с мировыми именами, которые вы все хорошо знаете.
Здоровье – превыше всего
В биомедицине DSM – самый крупный мировой поставщик компонентов для продуктов питания (для людей и для животных). Если вы возьмете любой продукт, высока вероятность, что в нем содержатся наши компоненты. Эти продукты, как минимум, полезны и, надеюсь, вкусны. Также в биомедицине у DSM есть фармацевтическое направление. Наша компания – второй по значимости мировой поставщик компонентов в эту отрасль.
Также мы работаем в области материаловедения. Производим, например, ткани, которые считаются самыми прочными на планете и используются даже в пуленепробиваемых жилетах, а также высокотемпературные пластики, способные выдержать нагревание до 300 градусов Цельсия, чтобы вы могли спокойно менять компоненты автомобильного двигателя без риска обжечь руки. Ну, и в целом эти материалы облегчают вес машины – а значит, тратится меньше топлива, и происходит меньше выбросов в атмосферу.
Общий показатель продаж Royal DSM – около 10 млрд. евро. Я не знаю, сколько это будет в рублях – вероятно, очень много. И несмотря на то, что штаб-квартира у нас находится в Нидерландах – той стране, откуда началась история DSM, – сама компания – мировая.
Мы стремимся выводить на рынок решения и инновации, которые позволяют решать проблемы сегодняшнего дня, и используем свои знания и навыки, чтобы совершенствовать любые процессы, связанные со здоровьем человека.
«Вы правы, господин Фардиев!»
Основной стратегией нашего роста является работа на быстро развивающихся рынках Китая, Индии, Бразилии и России. Штаб-квартира DSM в России находится в Москве, но рабочие площадки разбросаны по нескольким уголкам страны. К примеру, в отрасли промышленных пластиков мы сотрудничаем с предприятием «КуйбышевАзот», которое находится в Тольятти. У нас есть исследовательская лаборатория в Москве.
Одна из самых важных частей нашей компании находится здесь, в Татарстане. Я благодарен господину Фардиеву за то, что он убедил меня инвестировать здесь, в Татарстане. Он сказал, что именно ваша республика – то место, куда обязательно нужно вкладывать деньги. И после некоторого обсуждения мы сказали: «Да, вы абсолютно правы!» Я не так много у вас видел, но могу сказать, что впечатлен Татарстаном: культурой, людьми и чистотой. Мы посетили Казанский Кремль и мечеть Кул Шариф. Ваша архитектура не может оставить равнодушным. Впрочем, она прекрасна не только в Казани, но и на этой челнинской площадке (смех в зале). Да, может быть, она чуть более функциональная, но мы ведь говорим о бизнесе.
Привлекательный субъект
Почему этот завод был построен именно здесь? Один из основных приоритетов, озвученных в том числе и президентом РФ Владимиром Путиным, – чтобы ваша страна была самодостаточной в вопросах компонентов для людей и животных. На данный момент большинство из них импортируются в Россию из Европы или Азии. Но мы считаем: Россия вполне может сама обеспечивать себя витаминами и минералами. Почему бы не организовать первое такое производство в Татарстане?
Поэтому, благодаря поддержке президента республики Татарстан и господина Фардиева, два года назад здесь был запущен проект DSM Nutritional Products Rus. Конечно, это не последние инвестиции нашей компании в Россию. Мы намерены вкладывать средства в разные направления бизнеса, в разных уголках Российской Федерации, но Татарстан для нас – очень привлекательный субъект.
Дарят не только жизнь, но и здоровье
DSM серьезно занимается вопросом, в буквальном смысле насущным, – вопросом голода. Мы делаем три разных вещи. В западные страны поставляем ингредиенты, используемые известными мировыми компаниями – такими, как Danon, Unilever и т.д. – в производстве йогуртов, напитков. Это, кстати, касается не только Западной Европы, но и России.
Однако есть немало стран, куда продукты питания с необходимым для нормальной жизнедеятельности количеством микроэлементов просто не попадают. С разрешения властей мы занимаемся обогащением минералами и витаминами этих продуктов.
Третий элемент – мы работаем с лагерями беженцев в странах, где царит реальный голод. Люди там не знают, доживут ли до
завтрашнего дня. Я посещал такие лагеря в Сомали, Бангладеш и Эфиопии. Довольно часто им оказывает помощь ООН, отправляя продукты с большим содержанием углеводов – чтобы люди могли просто существовать. В принципе, этого действительно достаточно для поддержания жизни в организме на протяжении 20-30 лет. Но без витаминов и минералов люди часто болеют – анемией, различными инфекциями и т.д. Поэтому в работе с беженцами мы сказали: «О них мы позаботимся за свой счет», – и стали обогащать их продукты питания, чтобы они не только не умирали, но и сохраняли здоровье.
Важно, чтобы доверяли
– DSM присутствует на российском рынке уже 10 лет. Не сомневалось ли руководство компании, прежде чем приводить инвестиции в нашу страну? И в чем, на ваш взгляд, особенности ведения бизнеса в России? – спросила «Неделя».
– Уточню: на российском рынке мы присутствуем уже более 10 лет. Однако долгое время мы просто импортировали в вашу страну продукты, которые производились DSM в Европе, США, Азии. Нам потребовалось немало времени, чтобы понять Россию, изучить местные условия, завязать отношения. Признаюсь, у нашего европейского руководства были сомнения. Есть такой стереотип, что Россия – это опасно, сложно, некомфортно. В целом, у нас присутствовал страх инвестировать в вашу страну.
Однако президент российского подразделения DSM три года назад сказал: «Чтобы нам расти в России, необходимо инвестировать в производство на местах». Как видите, мы сделали выводы и первые вложения, а сейчас готовы двигаться дальше.
Вы знаете, порой мы обнаруживаем удивительную вещь – что российские клиенты ментально предпочитают покупать то, что импортируется! У многих до сих пор убеждение: если товар из-за границы – качество хорошее, а если отечественный – плохое. Мы такой подход не разделяем, и завод в Набережных Челнах – тому подтверждение. Он производит высококачественную продукцию, хотя даже здесь нам приходилось убеждать фермеров и крупных сельхозпроизводителей закупать премиксы у своих производителей.Ведь если сравнивать с заводом в Южной Италии, откуда раньше они завозили продукцию, челнинское предприятие производит витамины гораздо более высокого качества. На мой взгляд, для развития вашей страны очень важно, чтобы россияне стали доверять отечественным компаниям.
На сегодня подобной бесплатной помощью охвачено 10 млн. человек по всему миру. Они получают поддержку DSM каждый день. (После паузы). Что ж, 10 миллионов – это, конечно, большая цифра. Но просто помните: с проблемой голода сталкивается 1 миллиард жителей. Каждые пять секунд (в этот момент господин Сийбесма стал загибать пальцы и отсчитывать) от него на планете умирает ребенок. Вы подумайте: я только начал об этом говорить, а четыре ребенка уже умерли. Каждый из нас в какой-то мере несет ответственность за это, поэтому DSM и оказывает помощь.
За активную гуманитарную деятельность в области борьбы с голодом генеральный секретарь ООН – господин Пан Ги Мун – в 2010 году вручил DSM в моем лице самую высокую и престижную награду – «Человек, внесший наибольший вклад в гуманитарное дело на планете».
Мы просто делаем это
40 лет назад на заводах DSM в Нидерландах и Великобритании произошло два взрыва. Были погибшие. После этого компания претерпела ряд преобразований, чтобы этого никогда не повторилось. Чтобы сотрудники предприятий DSM приходили и уходили с работы с ощущением безопасности. Позднее это понимание расширилось до того, что мы стали обеспечивать безопасность не только своих сотрудников, но и подрядчиков, а также людей, живущих рядом с нашими заводами.
Мы соблюдаем не только физическую безопасность наших соседей, но и экологическую: не загрязняем атмосферу ни на своих площадках, ни за их пределами – влияние на среду завода «закрывается» в радиусе 50 метров. Менеджеры по охране труда добиваются, чтобы все меры безопасности на предприятиях соблюдались неукоснительно.
Могу привести наш опыт работы на заводах Китая. Их проекты, в принципе, предусматривают сброс стоков в реки. И если наши конкуренты спокойно сбрасывают, то мы строим еще один завод по переработке сточных отходов. Даже тогда, когда этого не требуют местные власти, этого не делают наши конкуренты и это предполагает серьезные затраты с нашей стороны, мы просто сохраняем экологию. Мое убеждение таково: «Ты не можешь чувствовать себя успешным в мире, который дает сбой». Нам нужно заботиться о следующих поколениях, которые пока ничего за себя сказать не могут.
«Я лишь один из 24 тысяч»
По образованию я не химик и не менеджер, а биолог. А вижу себя, скорее, руководителем-лидером, чья задача заключается в том, чтобы нанимать квалифицированных людей, организовывать эффективную систему взаимодействия и показывать сотрудникам будущее, в которое мы все должны прийти. У меня достаточно ясное личное видение того, куда движется наш мир, и я это обсуждаю как внутри компании, так и на международном уровне, включая Всемирный экономический форум.
Добавлю то, что, пожалуй, будет верно как для отдельно взятого человека, так и для компании и даже для страны. Чем больше у вас силы, влияния, власти – тем больше нужно демонстрировать ответственности и личной скромности. Я рассуждаю так: ну и что, что я руководитель компании, где трудятся 24 тысячи человек? Я просто один из них.
И еще. Иногда мы начинаем думать, что наша цель – это зарабатывание денег. На мой взгляд, нет, цель – не в этом. Реальная цель – это жить счастливо со всеми 7 миллиардами людей, населяющих нашу планету. Иными словами, экономика – это не цель, а лишь инструмент достижения гармонии. К несчастью, иногда мы об этом забываем.
И снова – о Татарстане
Татарстан – небольшой регион. Всего 4 миллиона жителей. Но его задел в вопросах сельского хозяйства играет гораздо большую роль, чем размеры и население. Если посмотреть на аграрный сектор республики, его значение пределами региона не ограничивается: вы поставляете свою сельхозпродукцию в том числе и за пределы Татарстана. Используя технологии DSM, мы можем помогать республике развиваться внутри и тем самым вносить свой вклад в развитие АПК России. По большому счету, это похоже на «КАМАЗ»: он находится внутри республики, но его грузовики продаются далеко за ее пределами. Та же судьба может сложиться и для наших материалов. Одним словом, я убежден: Татарстан намного больше, чем… Татарстан.