30 сентября в столице Татарстана в здании Казанской филармонии состоялся творческий вечер замечательного актера, народного артиста СССР и России, в прошлом депутата Верховного Совета Олега Басилашвили.
Несмотря на выходной, в зале яблоку негде было упасть. Основную часть зрителей составляла интеллигенция. Трудно передать словами ту атмосферу свободы и душевного подъема, которая царила на творческом вечере Басилашвили. Создавалось ощущение, что в зале собрались старые друзья, знающие друг друга не один десяток лет.
О Маяковском
На протяжении всего выступления Олег Валерианович мастерски декламировал любимые стихотворения Пушкина, Блока, Евтушенко, Смирнова, позволяя зрителям заново ощутить всю глубину и многогранность их поэзии. Особенно запомнилось, как он исполнял стихи Маяковского, которого артист считает одним из лучших поэтов XX века.
– Владимир Владимирович, вопреки его репутации несгибаемого бунтаря, был очень тонким и ранимым человеком. Он искренне верил, что революция сделает мир лучше, уничтожит все низменное и пошлое в людях. Посмотрите, сколько нежности и любви прорывается в его неплакатных стихотворениях «Облако в штанах», «Скрипка и немножко нервно», «По-
слушайте», «Лилечка»! Невозможно представить, сколько надежд он связывал с революцией, с какой безжалост-
ностью «наступал на горло собственной песне» во имя ее интересов. А когда понял, что все вернулось на круги своя и страной правят те же «прозаседавшиеся», пустил себе пулю в сердце…
О Петербурге
Большинство стихотворений, звучавших на вечере, были посвящены родному городу Олега Валериановича – Санкт-Петербургу.
– Этот город очень много значит для меня. Я считаю, что на Земле нет городов, сравнимых по красоте и величию с Петербургом. Разве что Венеция. Горжусь тем, что Петербург вернул свое старое название, в том числе и благодаря мне. В 1991 году, когда решался этот вопрос, я был депутатом Верховного Совета РСФСР. И мне было поручено сказать на съезде, что петербуржцы проголосовали за то, чтобы вернуть городу исконное имя. Конечно, депутаты от КПСС были против, и их в зале было большинство.
Но демократов оказалось достаточно, чтобы в случае, если мы покинем зал, у съезда не оказалось необходимого кворума. И я заявил: «Если вы не поддержите решение горожан, мы уезжаем, и съезд прекращает работу». В результате мы добились своего.
О Воланде
Значительную часть вечера Олег Басилашвили посвятил рассказу о киноролях, сделавших его знаменитым: Юрия Самохвалова из «Служебного романа», следователя Костенко из «Противостояния», пианиста Платона Рябинина из «Вокзала для двоих», Андрея Бузыкина из «Осеннего марафона». Воспоминания артиста перемежались сценами из любимых фильмов, вызывая в зале шквал аплодисментов.
И если о работе Олега Валериановича в советских картинах написано уже немало (в том числе в его недавно вышедшей книге «Неужели это я, Господи»), то подробности о новых ролях мэтра корреспондент «Недели» узнал только во время его выступлении.
– Я почти всегда отказываюсь играть в сериалах, – говорил Басилашвили. – Но есть несколько, в которых я играл, и играл с удовольствием. Это, прежде всего, «Ликвидация» режиссера Урсуляка, где мне досталась роль слепого эзотерика. Роль небольшая – там и эпизод-то всего в пять минут. Но сыграть этого человека мне было очень интересно. Он мыслил и чувствовал совсем иначе, чем мои прежние герои. Еще один сериал – «Мастер и Маргарита», где я сыграл Воланда, которого многие ошибочно считают сатаной. Никакой он не сатана. Ведь сатана – искуситель, а Воланд никого не искушает, но справедливо наказывает за грехи. Он, скорее, помощник Иешуа. Только Иешуа дарит добро и свет, а Воланд карает зло. Но оба они – союзники в борьбе за человека, за человеческое достоинство.
Завершился вечер стихотворением А. С. Пушкина.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Олег Валерианович покинул зал под несмолкаемые аплодисменты зрителей. Дай бог ему здоровья и новых интересных ролей!
Фарид ХАЙРУЛЛИН.