Три пройдохи и собака

Полвека назад советский зритель познакомился с комедийной троицей – Трусом, Балбесом и Бывалым. Эти асоциальные персонажи впервые появились в короткометражках «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».

Не было бы счастья…

Созданию «Пса Барбоса» предшествовал творческий провал Леонида Гайдая как режиссера. В конце 50-х годов прошлого века он снял сатирическую комедию «Жених с того света», которую худсовет раскритиковал в пух и прах, (Кстати, этот фильм в 2000-х сняли с полки и порой показывают по ТВ. Не шедевр, конечно, но смотреть можно).

Гайдай переключился на историко-революционный фильм «Трижды воскресший» и снова потерпел полный провал. После этой неудачи Леониду Ионовичу впору было «уйти в управдомы», но помог его величество случай.

– Леня тогда взял отпуск, и мы уехали к его родителям в Глазково под Иркутском, – вспоминала вдова режиссера актриса Нина Гребешкова. – У них на чердаке было множество газет, и в одной из них Леня нашел фельетон Степана Олейника «Пес Барбос». Сюжет простой: трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу, но их совестливый пес помешал им. И Леня решил снять по этой истории короткометражку. На «Мосфильме» идею поддержали…

Гайдай даже придумал асоциальной троице клички – Трус, Балбес, Бывалый. Оставалось «совсем немного» – найти этих типов…

«Несвятая троица»

На роль Бывалого пробовались Михаил Жаров и Иван Любезнов (известный по роли Ковынько в «Богатой невесте»), но руководитель киностудии Иван Пырьев посоветовал обратить внимание на мало кому тогда известного Евгения Моргунова. С первого взгляда стало ясно – Женя словно рожден для этого типажа!

В роли Труса Гайдай сразу решил снимать Георгия Вицина, который уже играл у него в «Женихе с того света». На «должность» Балбеса пробовались Сергей Филиппов (потом он сыграет у Гайдая Кису Воробьянинова в экранизации «12 стульев») и Борис Новиков. Филиппов нравился худсовету, но актер разрывался между другими съемками и мог неожиданно подвести. Тогда Вицин рассказал режиссеру, что видел в цирке на Цветном бульваре клоуна, внешне, как «изящно» выразился Георгий Михайлович, «напоминающего глисту». Заинтригованный хитроумной метафорой, Гайдай пригласил клоуна на пробы и был поражен: «Никулин – вылитый Балбес!»

Гайдай не мог нарадоваться на своих героев. Он сразу заявил, что грим таким типажам не нужен, разве что ресницы можно наклеить: «От этого ваши лица будут выглядеть еще глупее!»

Брех брехал на Моргунова

Осталось найти четвероногого актера на роль Барбоса. Искали собаку с киношным опытом и доверили ответственное дело дрессированной дворняге Бреху, которая уже снялась в нескольких проходных, не особо успешных фильмах.

Иногда пес вносил суету на площадку, поэтому играть с четвероногим актером было очень непросто. Особенно измотал всех эпизод, когда пес гонится за троицей с динамитом в зубах. Гайдай кричит: «Мотор!!!» Актеры бегут метров сто, и вдруг «Стоп! Обратно!»: пес выплюнул «взрывчатку»… Следующий дубль. Бегут… И тут собака останавливается у пенька и… поднимает ногу. Еще дубль – псине надоело гоняться за актерами, и она дала деру в лес… В общем, Барбос то стоял, то мчался не туда.

Моргунову надоело бегать вхолостую, он начал костерить собаку на все лады. Та в ответ принялась рычать. Нервы у актера вконец сдали: «В конце съемок я его придушу!» Пес в долгу не остался и на очередном дубле отомстил – во время съемки погони вцепился Моргунову в ногу!

– У Жени был неуживчивый характер. Вот умная и дружелюбная собака его и невзлюбила, – считает Нина Гребешкова.

«Погорелец» Вицин-Козловский

Отношения внутри троицы тоже складывались непросто. Однажды режиссер захотел, чтобы Трус во время погони обогнал Бывалого и Балбеса: Гайдай считал, что тщедушный герой Вицина от страха проявит чудеса выносливости. Но Моргунову это не понравилось – дескать, Гайдай выделяет своего любимчика. Евгений все время вырывался вперед и уступил лишь только после долгих уговоров. Но после этого не упускал случая подколоть Вицина: дескать, какой ты хилый, а мчишься, как лось!

И все же, несмотря на сложный характер, в чувстве юмора Моргунову нельзя было отказать. Однажды местные колхозники шли мимо района съемок и обратили внимание на Вицина, который с измазанным сажей лицом, в рваной обгорелой одежде с воодушевлением пел романс «Куда, куда вы удалились…» (так он расслаблялся между съемками). На расспросы колхозников, мол, что за певец такой, Моргунов не моргнув глазом ответил:

– Иван Семенович Козловский (советский оперный и камерный певец – прим. ред.). У него дача сгорела, вот он того… умом тронулся. Вызвали психушку, сейчас его заберут.

Без ножниц не обошлось

На этот раз худсовет встретил новую работу Гайдая с интересом. Но попросил-таки вырезать кое-что. В одном эпизоде троица пробегает сквозь шалаш, и Трус, вбежав в брюках, выскакивает уже в одних трусах. В недоумении оборачивается и видит, как из шалаша появляется медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять в этой сцене настоящего медведя из цирка на Цветном, где играл Никулин. Но инженер по технике безопасности заявил, что это дело опасное плюс надо оформлять дрессировщика, выбивать транспорт… Тогда Никулин привез из цирка шкуру медведя, в которую влез сам режиссер. Однако худсовету не понравился медведь, и его убрали.

Полностью вырезали эпизод со стадом, когда троица врезается в животных, и каждый из браконьеров падает: Балбес на корову, Трус на козу. А Бывалому мерещится, что за ним бежит бык с «динамитом» в пасти.

Комедию «Пес Барбос и необычный кросс» впервые показали в сатирическом телеальманахе «Совершенно серьезно» как одну из четырех короткометражных новелл. «Пес Барбос» был награжден почетным дипломом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особым призом Лондонского кинематографического общества.

Всё те же, на том же месте

Идею второй короткометражки – «Самогонщики» – подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку. Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого рушилась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил всемогущий руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев.

Фильм снимался там же, где и «Пес Барбос», – в подмосковных Снегирях. Была выстроена декорация избушки, в которой предстояло жить самогонщикам. На роль их собаки вновь вызвали Бреха. И он, едва увидев Моргунова, тут же облаял того с ног до головы. «Вот гад какой, все помнит!» – возмутился артист.

– На этот раз с собакой возникли сложности, – вспоминал Юрий Никулин в своей книге «Почти серьезно». – Тяжелый змеевик самогонного аппарата Брех поднимал с трудом, к тому же порезал лапы. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Съемочную группу выручил ветродуйщик – человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Он предложил попробовать его овчарку Рекса, которая, по его словам, ничего и никого не боится и легко носит тяжести. Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, – кинулся на Моргунова! Почему – никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и всем говорил: «Рекса против меня настроил Брех, это все проделки его дрессировщика!»

С тех пор стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались. Зато на съемочной площадке пес быстро освоился и легко выполнял все команды».

Никулин вспомнил войну

Во время съемок Никулин едва серьезно не пострадал. Снимали сцену, где он катится в снежном шаре. Сперва спускали с горы сделанный из папье-маше огромный белый шар, который ударялся о дерево. Камеру останавливали, шар убирали и вместо него сооружали настоящий снежный ком, в который «замуровывали» Никулина. Под ком подкладывали немного взрывчатки. Но, видимо, пиротехник не рассчитал силу заряда и заложил взрывчатки больше положенного. В результате рвануло так, что Никулин чуть не потерял сознание и не смог выбраться из шара. Для нового дубля пиротехник заложил нужное количество взрывчатки, и Никулин сумел вылезти.

«Самогонщики» не имели такого успеха, как комедия «Пес Барбос». Вторая лента во многом строилась на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, «Самогонщики» шли 20 минут (благодаря песне), а «Пес Барбос…» длился около 10 и воспринимался как короткий анекдот. Зато знаменитая троица воспринималась зрителями как единое целое. В народе ее прозвали «ВиНиМор». А фильмы имели успех не только в СССР: «Барбоса» закупили 100 стран мира, «Самогонщиков» – 68 стран, что принесло стране 70 млн. рублей. По советским меркам очень и очень прилично.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*