О бане известно да и написано очень много. Однако, по статистике, из 96% россиян, имеющих представление о бане, лишь 10% умеют правильно ее посещать. Просветить читателей «Недели» взялся победитель первого международного банного чемпионата, судья международного класса и просто знаменитый парильщик Василий Ляхов. Словно березовым веничком, наш «жаропрочный» собеседник разогнал все банные мифы и раскрыл секреты своего мастерства в эксклюзивном интервью.
Прогреть до самых косточек
Кто-то всю жизнь испытывает себя на прочность – наш же собеседник предпочитает использовать термин, больше применимый к металлу, керамике и другим материалам, – «жаропрочность».
– Это способность тела на протяжении длительного времени испытывать на себе воздействие активного пара. И далеко не все способны легко переносить состояние жары, а вот банщики – это те люди, у которых есть потребность париться и парить других. Если я, к примеру, неделю не хожу в баню, даже начинаю болеть, – признается Василий Ляхов.
– Но ведь не каждый «жаропрочный» человек может стать хорошим парильщиком?
– Профессиональный банщик обязательно должен уметь парить и не обжигать, то есть найти нужную кондицию для того человека, которого он парит, ведь жар должен доставлять удовольствие, а не обжигать. И задача парильщика – работать на пределе этого наслаждения – согреть человека до самых косточек. Когда при этом прогревается и костный мозг, в нем активно образуются стволовые клетки и происходит то самое омоложение, о котором мы все так мечтаем.
Терпеть нельзя!
– В чем преимущества бани перед сауной?
– Сауна у финнов – это такая же баня, как у нас. Они так же парятся вениками, и печки у них такие же – на дровах. У нас же сауна – это технократическая банька, где, как правило, стоят электрические термы и температура под 100 градусов, нет влажности – ну, или на крайний случай, процентов 8. Я такие сауны за баню не считаю. Это сушилка для дров, потому что посидеть в ней и потом обжечься… Ну это же гриль получается!
Русская баня – мягче, благодаря разным режимам использования воды и пара она несет здоровье через удовольствие. А в сауну, вы обратите внимание, все заходят по очереди, садятся и терпят, потому что это абсолютно некомфортно. А терпеть нельзя, ведь вы пришли получить релакс, наслаждение и здоровье. И вдруг – заходите в помещение, в котором включаются все защитные системы организма. Как же можно получить наслаждение, если мы вводим организм в состояние стресса?!
Губит людей не баня…
– Вы сказали, что терпеть ни в бане, ни в сауне нельзя. Следовательно, если человеку жарко, лучше выйти и не пересиливать себя?
– Конечно, но заметьте, что в сауне-то как раз все терпят. И стоит только одному оттуда выйти, все, как горох, сыплются следом. Терпят. А зачем?!
– Наверно, присутствует какой-то соревновательный элемент: кто продержится дольше?
– Этот соревновательный элемент привел к тому, что в 2010 году на чемпионате мира по спортивной сауне Владимир Ладыженский умер во время соревнований. Вместе со своим соперником финном они сидели и терпели. Согласно правилам, победителем чемпионата становится тот, кто дольше всех продержится в парилке. Условия достаточно строгие: участникам нельзя касаться друг друга, опускать голову, закрывать глаза и даже вытирать пот с лица. По условиям чемпионата температура должна быть 110 градусов, а для зрелищности организаторы соревнований подняли ее до 120-ти. Финалистов вытащили из сауны в полубессознательном состоянии и с серьезными ожогами. 62-летний Владимир Ладыженский вскоре скончался в больнице.
В общем, это было соревнование, где люди подвергают себя истязаниям до смерти. У нас тоже проводятся чемпионаты по парению вениками, и они, к счастью, подразумевают разумный подход: правильную температуру и доверительный контакт с клиентом. Ведь в нашем деле самая главная заповедь – не навреди.
(Продолжение – в следующем номере).