«В одной упряжке» с романом

Этот роман экранизировали несколько раз. Самым удачным переложение книги на кинопленку получилось у Сергея Герасимова. Первые две серии его эпопеи «Тихий Дон» вышли 55 лет назад, в конце октября 1957-го. Третью серию народ дождался только в конце апреля следующего года.

16 лет до зелёного света

Герасимов долго вынашивал замысел фильма по роману Шолохова: еще в 1939 году он подал заявку на экранизацию. Но кинематографическое руководство тогда не поддержало идею. А потом началась война. В 1955 году Сергей Аполлинариевич вновь предлагает экранизацию «Тихого Дона». На этот раз замысел режиссера получил зеленый свет.

Работа над сценарием длилась с мая 1955-го по сентябрь 1956 года. Перед Герасимовым стояла труднейшая задача – воплотить в фильме многотомную шолоховскую эпопею, передать в нескольких часах киноленты судьбы десятков и сотен людей, события многих лет жизни. Какой принцип экранизации избрать? Герасимов решил точно следовать роману, причем не только сохранить сюжет, характеры, драматизм событий, но и передать литературную форму романа.

Нашлась сама…

Режиссер очень трепетно отнесся к подбору актеров. Была составлена картотека кандидатур на исполнение самых разных ролей – от царя Николая II до кучера в доме Листницких. Претендентов набралось несколько сот человек. Чтобы сэкономить время, постановщик в порядке предварительного знакомства с актерами прибегал к коллективным пробам.

Аксинья «нашлась» сама. Молодая актриса Элина Быстрицкая тогда только что снялась в главной роли фильма «Неоконченная повесть». Для Быстрицкой образ Аксиньи был заветной мечтой: она,  будучи студенткой Киевского театрального института, даже репетировала эту роль. О постановке фильма «Тихий Дон» актриса узнала во время поездки по Франции. Эту новость сообщила ей Алла Ларионова. Быстрицкая сама позвонила Сергею Аполлинариевичу. При встрече Герасимов попросил ее прочитать отрывок из сценария. Элина отказалась, заявив, что не готова. Что ж, ей дали время.

На первую пробу Быстрицкую вызвали через 10 дней. А через несколько месяцев состоялась повторная проба. Это уже был всесторонний, глубокий экзамен, который актриса блестяще выдержала!

«Он живой и есть!»

А вот Григория все не было. Герасимов искал единственного и незаменимого исполнителя. И нашел. Помог ему, как нередко бывает в кино, счастливый случай.

– Мы проводили пробную съемку для артиста Игоря Дмитриева, который намечался на роль Евгения Листницкого, – вспоминал Герасимов. – Войдя в павильон, я мельком оглядел полутемный блиндаж, где за столом сидели офицеры. Я обратил внимание на одного из них, еще совсем не сопоставляя его облик с обликом Григория Мелехова. Но очень сильные глаза заставили приглядеться к актеру повнимательнее. Я ждал, когда он заговорит. И, пожалуй, голос-то как раз и решил дело.

Это был артист Петр Глебов, зашедший на студию мимоходом, с намерением сниматься в эпизоде. До этого артиста Московского театра имени Станиславского Глебова в кино приглашали редко, да и то для массовок или на эпизодические роли. Отснятые на пленку пробы показали Шолохову. Едва промелькнули первые кадры, как все присутствовавшие в просмотровом зале услыхали голос Михаила Александровича: «Он. Он живой и есть».

Позже Герасимов спросил Глебова, умеет ли тот ездить верхом на коне, и, получив утвердительный ответ, пообещал: «Если все пройдет благополучно, дадим коня, будете жить на Дону».

Сплошные открытия

Но какой бы яркой ни получилась в фильме фигура Григория, Герасимов не смог бы добиться настоящего успеха в экранизации «Тихого Дона», не окружив героя живыми образами других персонажей. В съемочную группу «Тихого Дона» Людмила Хитяева пришла с некоторым опытом работы в кино. На московской студии им. М. Горького она сыграла роль Екатерины Ворониной в одноименном фильме. Однако роль озорной и гордой Дарьи показалась Хитяевой непостижимо трудной. Прежде она не встречалась с подобными характерами и вообще не знала ни быта, ни нравов, ни обычаев жителей казачьих станиц.

Другим открытием фильма стало исполнение Зинаидой Кириенко роли Натальи. Между наивной, застенчивой девушкой, которой предстала Наталья в сцене сватовства, и Натальей ее предсмертного часа, когда она пробирается домой, а потом прощается с детьми, – между этими моментами целая жизнь. И она прожита актрисой так, что нельзя не сочувствовать ее героине.

Замечательно сыграны Пантелей Мелехов (Д. Ильченко). Михаил Кошевой (Г. Карякин), Евгений Листницкий (И. Дмитриев), а также фигуры второго плана: есаул Калмыков (М. Глузский) и большевик Подтелков (Н. Муравьев), сцена казни которого стала одной из сильнейших в фильме.

Актёры в образе

В те времена на подготовку к съемкам предоставлялось обычно два месяца. Постановщику «Тихого Дона» было дано гораздо больше, так как работа шла одновременно по трем сериям. Кроме того, у актеров возникли непредвиденные заботы. Быстрицкую, к примеру, занимала проблема «усиленного питания». Для роли Аксиньи ей необходимо было изрядно пополнеть. Как ни старалась актриса, давалось ей это с трудом. Руки у Аксиньи крестьянские, привыкшие к физическому труду. А у Быстрицкой они изящные, тонкие. Прибегли к специальному гриму, позднее перед съемкой некоторых эпизодов Быстрицкая подолгу стирала белье, чтобы пальцы огрубели.

 

Без киноляпов не обошлось

В фильме достаточно киношных ляпов и расхождений с книгой. Вот некоторые из них.

– В третьей серии в сцене наступления красных на Новороссийск при посадке на пароход видны казаки на фоне бухты, в которой стоят современные ракетные катера.

– В начале второй серии, в сцене возвращения домой после ранения, Григорий Мелехов ходит с погонами подъесаула, в то время как по книге он – хорунжий.

– По книге, ординарец Григория Мелехова Прохор Зыков имеет звание старшего урядника. В фильме он – рядовой казак.

– По книге, во время восстания казаки не носили знаков различия – погон и кокард. В фильме, в эпизодах, действие которых приходится на период восстания, Григорий Мелехов предстает в полной форме подъесаула.

– По книге, Евгений Листницкий застрелился, узнав об измене жены. В фильме Листницкий эвакуируется из Новороссийска на пароходе.

– По книге, Григорий Мелехов – прирожденный левша, переученный на амбидекстра (человека, одинаково владеющего обеими руками). В фильме это не показано.

 

Многие актеры даже в свободное время находились в образе. Ильченко ходил прихрамывая, опираясь на палку. Он стремился и в обыденной жизни быть Пантелеем Мелеховым. Быстрицкая и Кириенко старались не пользоваться в Каменске водопроводом. С коромыслами на плечах они сами ходили за водой.

В сцене казачьей атаки (первая серия) лицо скачущего Григория было снято следующим образом: к борту грузовой машины прикрепили грубый деревянный макет лошади. Во время съемки он был вне кадра. Зато этот макет помогал актеру придать своему телу естественное для скачущего всадника положение. Глебов сидел на «спине» макета. В одной руке у него повод, в другой – шашка. Напротив актера, в кузове машины, стояли у камеры оператор и режиссер. Впереди, на крыле автомобиля, лежала привязанная к капоту Майя Меркель – второй оператор. Машина мчалась в центре конной лавы. Это позволяло снимать Глебова на фоне любого ряда всадников.

Обреченная на успех

Картина имела огромный успех на наших экранах и за рубежом. На Международном фестивале в Мехико фильм отметили дипломом «За эпическую, высокохудожественную форму выражения народной трагедии, за прекрасный артистический ансамбль и высокое качество цвета». В Карловых Варах «Тихий Дон» был удостоен Большой премии («Хрустальный глобус») за создание широкой панорамы жизни народа.

Благодаря фильму приобрели всесоюзную известность три артиста: Элина Быстрицкая, Петр Глебов и Зинаида Кириенко. Первый зритель, которому показали только что смонтированный фильм, был сам Михаил Шолохов. Просмотрев все три серии, живой классик сказал:

– Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом.

В прокате только за один год фильм собрал 47 миллионов зрителей, заняв первое место.

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*