Непричёсанная правда о ершистой ребятне

Давным-давно, аж 85 лет назад, в свет вышла книга «Республика ШКИД». А 45 лет назад фильм, снятый по мотивам этой книги, стал одним из лидеров проката. Однако выходу картины предшествовала долгая и не слишком веселая история: «Республику ШКИД» пытались запретить, и только чудом ее удалось выпустить на экраны.

По мотивам собственной жизни

Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них – Григорию Белых – шел 20-й год, а Леониду Пантелееву (настоящее имя – Алексей Еремеев) было 18 лет. Рукопись они отослали в Отдел народного образования, а оттуда она была переслана в редакцию детской и юношеской литературы Госиздата, в Ленинград. Любопытно, что редакторами первого издания были Евгений Шварц и Самуил Маршак. По требованию последнего, Пантелеев переделал для издания автобиографическую главу «Ленька Пантелеев», которая была написана ритмической прозой. Книга была издана в начале 1927 года и получила огромную популярность.

Сценарий фильма опять-таки написал Пантелеев, ставший к тому времени уже классиком детской литературы, Геннадий Полока, по его собственному свидетельству, к работе над фильмом, был привлечен в качестве литературного «доработчика», вместе с будущим известным сценаристом Евгением Митько. И вдруг кто-то сказал: «У Полоки же режиссерское образование. Пусть сам и снимает!»

«Демократию – долой!»

Первоначально Геннадий Полока снимал двухсерийный фильм, но от него остались всего полтора часа. Все, что не устроило цензуру, было сожжено. Не помог даже абсолютно социалистический конец фильма. Вот как вспоминал об этом сам Полока:

– Во-первых, естественно, этот демократизм, когда в школе было самоуправление, вызвал ярость. У меня были две главы, в которых это было доведено до кульминации. Одна глава – о Слоенове, ростовщике, когда он уже дошел до того, что сам был хозяином ШКИДа и еду для своей гвардии заказывал из ресторана, представляете? Причем обитатели школы счастливую жизнь представляли своеобразно – это чистое белье. Они сидели в белоснежных кальсонах, официанты им все приносили, и изголодавшиеся малыши пели им жалобные песни. Вся история со Слоеновым была вырезана, потому что, мол, не могла советская власть допустить, чтобы доходили до такого безобразия уголовного.

«Неугодные» главы вырезали, но после этого встал вопрос о полном и окончательном запрещении фильма. Министр внутренних дел СССР счел «Республику ШКИД» «энциклопедией для школьных хулиганов», а замминистра Баскакова возмутили эпизоды, где проводятся открытые демократические выборы: в 60-е годы не могло быть и речи о том, чтобы выпустить фильм, пропагандирующий демократию американского образца.
Режиссеру помог случай. Геннадий Полока продемонстрировал «Республику ШКИД» на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино. После этого самые известные режиссеры страны выступили за то, чтобы картина вышла в прокат.

Табуреткой по башке

Интереснее всего о моментах съемки фильма вспоминал Николай Годовиков, сыгравший одну из эпизодических ролей:

– В «Республике ШКИД» я переиграл много эпизодов. А в одной сцене при монтаже появлялся одновременно в двух лицах – шкидовца и беспризорника. Мне даже нос задирали скотчем, чтобы изменить внешность. Однажды Саша Кавалеров, знаменитый Мамочка, возмутился: «Что такое! Я играю главную роль, а Годовиков постоянно в кадре».

На этой картине я впервые встретил замечательного Павла Борисовича Луспекаева. Помню съемки эпизода бучи в школе, когда шкидовцы заперлись в классе и заблокировали мебелью дверь. Павел Борисович играл учителя физкультуры, который одним движением плеча прорывал баррикаду и влетал в помещение.

Нашей задачей было вовремя дернуть за веревку, чтобы мебель с легкостью рухнула. По сюжету Сандро Товстоногов, который играл Дзе, с размаху бил Луспекаева табуретом по голове, когда тот появлялся в классе. Табурет изготовили из пенопласта и, чтобы смягчить удар, скрепили спичками. На всякий случай плотники сколотили два табурета. Видимо, второй оказался прочнее, потому что когда Сандро саданул Луспекаева по голове, тот чуть не потерял сознание. Каким-то невероятным усилием воли Павел Борисович произнес: «Не шали!» Придя в себя, Луспекаев повернулся к Полоке и сказал: «Прости, но второй дубль – перебор!»

В магазин… с пистолетом

Многих актеров на роли малолетних преступников Полока нашел в спецприемниках.
– Искал подростков, знающих о воровстве не из рассказов, – вспоминал режиссер. – На съемки их привозили под конвоем. Получалось, правда, не со всеми. Был у нас парень по фамилии Кривуля. Взял его за специфическую некрасивость. Его мать жила с немцем, и он был помешан на фашистской символике. Оказалось, что парень еще и с гомосексуальными наклонностями: на картине стал наших малышей принуждать к этому. Дело нешуточное: в советское время за такое статья была. Старшие ребята разобрались с ним, помутузили хорошенько, но в картине он остался – в эпизодах.

Режиссеру приходилось следить и за тем, чтобы актеры не преступали закон. О «шалостях» на съемках вспоминает Александр Кавалеров (Мамочка):
– Однажды мы взяли с площадки пистолет и ограбили магазин. А как-то перерезали центральный провод звукозаписи на «Ленфильме». Встало 16 картин. Было нас 120 детей из спецшкол: как уследить за всеми? Что бы ни крали в киногруппе, все валили на нас. Но режиссер находил с нами общий язык. Помню, в сцене, когда «шкидовцы» украли щи, он не мог заставить нас смеяться. Геннадий Иванович встал на стол, снял штаны и показал пятую точку: все гоготали до конца дня.

Явь оказалась сложнее

Меж тем роль хулигана Мамочки сделала юного актера Александра Кавалерова знаменитым. После выхода «Республики ШКИД» Саша получил множество предложений от самых разных режиссеров. По словам Кавалерова, звездность после картины сделала плохое дело:

– Я пить начал, кодировался, потом снова за старое. Моя шестая жена – Олеся Гумарова. У нас двое детей, которых я люблю. Развелся с ней, чтобы она, как мать-одиночка, получила льготу на квартиру. Потом еще и выписался. Два года бомжевал, пока меня не забрала Маша. Она врач с двумя детьми. У меня в 60 лет, наконец, появился дом.

У многих маленьких артистов взрослая, реальная жизнь также не сложилась. Юрий Рычков (по фильму – Купец) приехал в Ленинград поступать на актерский факультет. Мечту он осуществил после съемок. Был ведущим актером в театре Ярославля, режиссером во Владимирском драмтеатре. Потом произошла история, которая его сгубила: из-за полученной взятки он вынужден был уйти из труппы. Стал фермером, разводил пчел, ударился в староверство. Писал стихи. В 2000 году скончался от инфаркта.

Вячеслава Романова (Воробья) нашли в исправительном учреждении для подростков. Потомственный автомобильный вор. Вся его семья была криминальная: они угоняли машины и разбирали на запчасти. После съемок в «Республике ШКИД» окончил курсы гримеров в Питере. Но с работы его выгнали: стал подворовывать – тогда был дефицит накладок.

Артура Исаева, сыгравшего Пантелеева, на съемки привозили из колонии. Попал он туда за то, что отлупил отца-тирана – начальника охраны Мелькомбината. Артур был чемпионом мира по борьбе без правил.

После съемок Георгий Товстоногов хотел его взять в Ленинградский театральный институт, где заведовал кафедрой. Но у Исаева за спиной было лишь шесть классов, его бы не приняли. После фильма Артура стали узнавать, а он стыдился, что он простой рабочий. Уехал в Архангельск, пошел на завод. Он умер неожиданно – от сердечного приступа.

Чтобы помнили…

Хотя критика и назвала фильм энциклопедией для хулиганов, тем не менее, картина получилась очень доброй, гуманной, жизнеутверждающей. Эх, устроить бы современным хулиганам обязательный просмотр этого фильма в воспитательных целях! «Республику ШКИД» за первые 10 дней посмотрело 17 миллионов зрителей. А 5 октября 2010 года была открыта мемориальная доска Республики ШКИД на здании, где находилась знаменитая и любимая нами школа Достоевского – на Старо-Петергофском проспекте в Санкт-Петербурге.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*