«Ситуация не устрашающая, но приводит в чувство»

30Как долго «КАМАЗ» будет работать в четырехдневку? Почему автогигант не может зарабатывать на экспорте? И повлияла ли на взаимоотношения предприятия с Министерством обороны отставка Сердюкова? На эти вопросы ответил генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на пресс-конференции по итогам года.

«КАМАЗ» испытывает новое

Пресс-конференцию Сергей Когогин начал с заявления о том, что 2012 год стал успешным для «КАМАЗа» и предприятие вступает в наиболее интересный и сложный этап своего развития. За неполный год «КАМАЗ» выручил немного больше, чем за весь предыдущий – 106,9 млрд. рублей. Прибыль группы организаций «КАМАЗ» за 11 месяцев составила 4,3 млрд. рублей (за весь 2011 год – 1,8 млрд. рублей).

– Очередная наша задача – не хаотичное реагирование на рынок, а работа на перспективу ближайших пяти лет, – сказал Сергей Когогин. – Мы видим тенденции на рынке и готовы к изменениям и в законодательстве, и в потребностях клиентов. «КАМАЗ» готов к полному переоснащению модельного ряда. Если бизнес-план будет принят, наш инвестиционный бюджет составит 9 млрд. рублей.

Новые машины сейчас проходят испытания на полигоне. В следующем году будет выпущено около 80 автомобилей, в 2014-м – около 1000, их серийное производство запустят в 2015 году, и постепенно, в течение семи лет, «КАМАЗ» прекратит выпуск старых моделей.

– Но это не означает, что мы перестанем выпускать наш «КАМАЗ», – поясняет гендиректор предприятия. – Думаю, автомобили старого модельного ряда еще будут востребованы и за пределами России, и внутри страны. Пока не все клиенты готовы перейти на новые машины. Но законодательно производство их будет ограничено тем периодом, когда в стране будет введен стандарт Евро-5. К этому мы готовимся, и цель наша – за последующие два года добиться такого финансового состояния компании, чтобы безболезненно перейти к модернизации «КАМАЗа» – как компании, так и автомобиля. Два главных вопроса – грамотные специалисты и новое оборудование. За два года мы должны их осмыслить, привести в порядок и продолжить наше движение вперед.

Что Томаш Навратил натворил

Две ключевые проблемы, которые не позволяют «КАМАЗу» выйти на нужный уровень, считает гендиректор предприятия, – высокие управленческие издержки и низкая производительность труда. Оба эти вопроса автогигант пытается частично решить при помощи специалиста по оптимизации рабочего процесса и времени Томаша Навратила, который за то время, что работает на предприятии, стал чуть ли не тем, кем камазовцы пугают детей, а господин Когогин – своих подчиненных.

– Техническое перевооружение, требующее огромных затрат, бессмысленно, если эти инвестиции делаются в некачественную профессиональную среду. Ну, купили мы этот станок за 3 млн. долларов, а он обслуживается низкоквалифицированным персоналом, который к тому же еще и работать не хочет. Обращаться к сотрудникам «дорогие товарищи, мы с вами должны работать в два раза больше за те же деньги» – согласитесь, – занятие бесперспективное, – считает он. – Поэтому мы наняли специалиста по оптимизации рабочего времени не из Челнов и даже не из России – чеха Томаша Навратила. Он собрал команду и просто проводит аудит цехов на заводе и офисных работников. И теперь у меня есть прекрасный способ: когда мои прямые подчиненные заявляют, что не могут сократить персонал на 30%, я им с улыбкой говорю: хорошо, но тогда завтра придет Томаш. На многих это действует.

Сколько работников «КАМАЗа» будет сокращено, Сергей Когогин затруднился ответить:

– Я только знаю, что в одних наших цехах 40% рабочего времени используется неэффективно, в других – 4%. Мы ставим задачу, чтобы человек был обеспечен работой на все восемь часов и все восемь часов отработал. Повысить производительность труда мы обязаны, хотим того или нет. Иначе через достаточно короткий промежуток времени опять произойдет то, что уже не раз случалось. Я имею в виду серьезные проблемы, угрожающие банкротством.

31Четырёхдневку могут отменить в марте

Также руководитель предприятия прокомментировал приказ о переходе «КАМАЗа» на четырехдневную рабочую неделю до лета следующего года. И подтвердил, что он связан с неблагоприятными прогнозами на следующий год:

– Негативные перемены по инвестиционному климату есть, я не назову их устрашающими, но они постоянно приводят нас в чувство. У нас более или менее сформирован портфель заказов на январь-февраль. Но дальнейшее – для нас загадка. Если развитие рынка будет обычным, то с марта завод работать в четырехдневку не будет. Приказ выпущен на такой длительный срок, чтобы не нервировать коллектив несколько раз. И надо отметить, он является общим для всего «КАМАЗа», но применяется фрагментарно. Цеха по мехобработке, литейному производству будут работать в обычном режиме, сокращенной рабочей неделей мы поджимаем опять-таки управленческий персонал и конвейер.

Но рынок «нехороший», продолжил Сергей Когогин. И не только потому, что его объемы падают. Портят его еще и устаревшие китайские грузовики, которые ввозятся в Россию под видом Евро4. По его словам, сейчас эксперты таможенной службы проходят обучение в Челнах, чтобы понять, как отличить Евро-2 от Евро-4.

– За четвертый квартал прошлого года и полугодие нынешнего было ввезено 14 тысяч китайских грузовиков с нарушением нашего законодательства, – озвучил Сергей Анатольевич цифры. – Это привело к тому, что у нас появились проблемы со сбытом самосвалов. Средний их выпуск достигал 1500 в год, сейчас – 500. Эта часть нашей доли заменена китайскими автомобилями. Почему российский производитель должен переходить на выпуск автомобилей классом выше, а импортер – нет? Если мы не будем этого делать, то лишимся права производить автомобили. Органы власти должны, в таком случае, либо обеспечить выполнение нового технического регламента и импортерами, либо прекратить предъявлять высокие требования к собственному производителю.

Также гендиректор «КАМАЗа» отметил, что предприятие не извлекает практически никакой прибыли от экспорта своей продукции, объемы которого снизились.

– Чтобы было выгодно экспортировать, надо, чтобы доллар стоил 36 рублей, – поясняет он. – С чем связаны успехи Китая? Не только с высокой производительностью труда и дешевой рабочей силой. В Китае работник автозавода получает столько же, сколько и на «КАМАЗе». Только там персонал молодой и быстро бегает. В Китае еще и государственная политика направлена на стимулирование экспорта. Мы сохраняем лидирующие позиции на рынке Казахстана, в Украине впереди или мы, или «МАЗ». Но экспансию на рынок нужно делать либо с тем продуктом, который способен конкурировать по себестоимости, либо мы должны ждать, пока изменится финансовая политика государства. При 30 рублях за доллар у нас доходов от экспорта нет.

С Шойгу не хуже, чем с Сердюковым

Отвечая на вопрос о том, как повлияла на «КАМАЗ» отставка Анатолия Сердюкова, Сергей Когогин заметил, что «любая кадровая замена всегда приводит к определенной дестабилизации» и скандал, с которым экс-министр обороны ушел со своего поста, гендиректору «КАМАЗа» «неприятен и непонятен».

– Если вас интересует, каковы мои отношения с Сергеем Кужугетовичем, то они ничуть не хуже, чем с Анатолием Сергеевичем, – заверил гендиректор ОАО «КАМАЗ». – У нас остаются еще 2013-й и 2014-й годы контракта на поставку автомобилей для армии. Есть корректировка оборонзаказа, и его объемы достаточны, чтобы нам было интересно им заниматься. Армия уже не нуждается в таком количестве автомобилей, которое нужно было раньше, однако она остается нашим серьезным клиентом: 5-8% общего объема производства приходится на нее.

Продолжая военную тему, Сергей Когогин, пояснил, что имел в виду вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, который недавно сказал, что в производстве бронеавтомобиля «Рысь» (вариация итальянского Iveco LMV M65) будет участвовать «КАМАЗ».
– Да, наши специалисты провели начальный этап заводских испытаний этого автомобиля, определились с объемом технического обслуживания. Дальше мы передали проект «Оборонсервису». Сапоги должен делать сапожник, пироги печь – пирожник. Нас попросили вернуться к этой теме, но КАМАЗ не будет инвестировать деньги в эту программу. «Рысь» – машина нужная, мы готовы управлять этим проектом, но финансировать его должно либо Министерство обороны, либо «Ростехнологии» вместе с итальянцами, – сказал Сергей Когогин. – Они, кстати, готовы передать все свои технологии и не возражают против контроля с российской стороны.

58В целом, гендиректор «КАМАЗа» позитивно отозвался о проекте:

– Впервые в истории нашей армии изменилось отношение к солдату. Как там говорил один великий полководец относительно солдата – баба нарожает. Сейчас же в нашей стране начали думать о том, что военный должен быть защищен при выполнении боевой задачи. По моему мнению, такие автомобили нужны нашей армии, и если итальянцы не возьмутся за этот проект, «КАМАЗ» выполнит эту работу сам.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Так и продали КАМАЗ по частям….

  2. да ну — когогин упырь ! высасывает из всех кровь а сам от этого только жыреет.
    страшно представить что город без камаза делать будет ?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*