«Журналюги желтопрессные», или 13 мифов о четвёртой власти

40Журналист – тот, кто говорит и пишет. Но в силу разных причин пишущая братия сама давно стала объектом разговоров, бурных пересудов и даже героиней криминальных хроник. Чем-чем, а различными стереотипами, слухами и мифами ремесло представителей СМИ богато, причем самые популярные из них создают сами же акулы пера. Специально к 13 января – Дню российской печати – журналисты «Новой недели» решили раскрыть читателям секреты своей профессии и развеять 13 самых распространенных мифов о ней.

Информационные лангольеры

1. В представлении большинства людей журналист – это существо, готовое пуститься во все тяжкие и даже продать душу дьяволу за эксклюзив. И эти зловредные монстры, информационные лангольеры, постоянно вторгаются в чью-то личную жизнь, нагло лезут с диктофонами и камерами, тычут микрофоном в лицо… – и суда-то Божьего на них нет, и, вообще, как земля носит таких бездушных и бессовестных упырей!

Да, журналисты – охотники за информацией. Это хлеб, который нас кормит. И с каждым днем все большую роль играет то, какое издание или телеканал первым преподнесет новость аудитории. Конкуренция высока, хорошие новости – редкость. Вот и приходится нашему брату подчас работать ногами, руками и локтями. Редки, но все-таки бывают случаи, когда тебя гонят в дверь, а ты лезешь в форточку. Но нахально врываться в частные владения, задавать провокационные и бестактные вопросы на пресс-конференциях – это больше из области кинематографа, где подобное поведение составляет неотъемлемую часть экранного образа журналиста. Основываясь на своем, пусть и небольшом опыте общения с коллегами, могу сказать, что журналисты в Набережных Челнах за небольшим исключением воспитанные и корректные.

А вообще, репутацию четвертой власти, какой небезосновательно наделяют СМИ, может без особого труда подпортить всего один, но докучливый и пронырливый представитель, желающий любой ценой заработать себе имя и славу. В итоге «прославится» один, а «папарацци» и «журналюгами желтопрессными» прослывут все его коллеги.

Из племени желтолицых

2. Кстати, о «желтопрессных». Считается, что журналисты спят и видят, как исказить информацию, выставить ее в неблаговидном свете и скомпрометировать известного человека.

Как выразился однажды по телефону наш высокообразованный собеседник из Москвы:

– Не стану я отвечать на какие-либо вопросы! Потому что вы, журналисты, из любых ответов состряпаете гнусный пасквиль!

Сразу хотелось бы сказать в защиту журналистов «Новой недели»: «В таком жанре, как «гнусный пасквиль», мы не пишем, и задачи чего-нибудь «состряпать» перед нами не стоит. Будьте спокойны, уважаемые экс- и потенциальные собеседники, ведь основной цвет нашего издания – оранжевый, а не желтый! И своей репутацией «Новая неделя» очень дорожит.

42Путешествие из Челнов в Москву. По телефону

3. О московском собеседнике и о том, что беседа состоялась по телефону, было упомянуто не случайно. Дело в том, что некоторые читатели нашей газеты уверены: для интервью со специалистами, экспертами и лицами, компетентными в тех или иных вопросах (а таких интервью в архиве «Недели», к чести сказать, было много) мы обязательно должны самолетами, пароходами, поездами добираться до столицы нашей родины, города на Неве и других мегаполисов.

«Уличенными» в постоянных разъездах и интервью со столичными знаменитостями были, к примеру, Сергей Кочнев, Татьяна Гиматдинова и другие корреспонденты.

Спешим вас разубедить. Ну нет у нас столько времени для того, чтобы разъезжать по командировкам, пусть и в Первопрестольную. Да и возможности такие, к сожалению, выпадают редко. Зато имеется телефонный аппарат, номера нужных и важных людей и еще ма-а-аленькая такая коробочка с проводами, называемая «секретарем» – это посредник между телефонным аппаратом и диктофоном. Вот так мы звоним, разговор записываем, переносим на бумагу – и все без отрыва от родной челнинской земли.

41Непуте(ё)вые заметки

4. Тут же будет уместным развеять миф об эксклюзивной рубрике газеты «Новая неделя. Итоги» – «Впечатления». Ими с читателями издания делятся заядлые путешественники со дня выхода первого номера. Но (и тут следует отдать дань профессиональному мастерству журналистов) у поклонников «Впечатлений» сложилось ошибочное представление о вездесущности авторов.

Как часто нам задают подобные вопросы: «Вы, конечно же, сами посещаете те страны, о которых пишете, да?» «А Андрей Фокс у вас, наверно, больше всех получает, раз может себе позволить такие шикарные зарубежные поездки?»…

– О святая простота! – восклицаем мы. Если бы редакция «Новой недели» могла отправлять журналистов в разные точки земного шара, через пару месяцев мы бы все без исключения пошли по′ миру!

Безусловно, и на отдыхе мы думаем о любимой работе, поэтому из заморских стран, как правило, привозим не только магниты и специи, но и чемодан материалов для новых статей. К сожалению, отпуск у нас всего месяц, а рубрика о путешествиях – постоянная и выходит в каждом номере «Недели». Поэтому впечатлениями о заграничных поездках и фотографиями достопримечательностей с нами любезно делятся коллеги, друзья, знакомые путешественники, подписчики ну и, конечно же, читатели. Поэтому, пользуясь случаем, призываем и вас стать героями наших путевых заметок.

Восстание полиэтиленовых пакетов

5. Со стороны может сложиться впечатление, что жизнь журналиста – это бесконечный праздник: тусовки, интересные встречи и события. Будто бы по статусу репортер просто обязан вращаться в светских кругах, быть желанным гостем на всех VIP вечеринках. Подобным мифом мы предположительно обязаны фильму Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Надо заметить, работа провинциального корреспондента сильно отличается от ремесла столичных коллег. Да и события в городе-полумиллионнике происходят далеко не мирового масштаба. А подчас (и я думаю, коллеги-журналисты со мной согласятся) в Набережных Челнах наступает затишье. Как правило, «мертвые сезоны» приходятся на постпраздничные дни – это, к примеру, начало января. Тогда акулам пера приходится туго. Писать можно разве что о восстании полиэтиленовых пакетов где-нибудь на проспекте Сююмбике. У кого-то НЛО художественно выстригает поля, а у нас: раз – один пакет взмыл ввысь, два – второй устремился следом за ним… Ну нет горячих новостей – и всё! Вот и приходится мести по амбарам и скрести по сусекам…

А в целом, жизнь хоть и не такая сладкая, как в кино, но безумно интересная – грех жаловаться.

Волшебная красная корочка

6. Красная корочка с надписью «Пресса» – основной документ журналиста. Некоторые почему-то уверены, что это удостоверение волшебным образом открывает все двери и является универсальным пропуском в любые заведения. Не раз нам задавали такой вопрос: «Вы, журналисты, с этой корочкой наверняка можете куда угодно пройти?».

Признаться честно, гораздо чаще у нас требуют паспорт, чем журналистское удостоверение. А потом, существует еще такое понятие, как аккредитация – предварительная регистрация для посещения важного мероприятия. И тут солидно помахать заветной красной корочкой удается редко: если в составленном списке вашей фамилии не значится, притащи хоть 10 таких документов – и маши ими на улице перед прохожими – на мероприятие тебя все равно не пустят. Что же касается универсального пропуска в любые заведения города, то удостоверение журналиста имеет там такую же силу, как пенсионное удостоверение в маршрутках.

«Когда по телеку покажут?»

7. Диктофон – оружие №1 современного журналиста. В сущности это лишь профессиональная версия тех функций, которые есть в каждом сотовом телефоне. Но на людей диктофон в руках репортера производит просто фантастическое действие. Кто-то видит в небольшом по размерам приспособлении встроенный микрофон и даже видеокамеру. «А когда будут показывать по телевизору?» – иногда огорошивают нас собеседники.

Феноменальной памятью Юлия Цезаря или Александра Македонского, к сожалению, обладает мало кто из журналистов. «Флешка» в голове у корреспондента – где-то около 2-4 Гб. Диктофон же восполняет все пробелы и провалы в памяти. Плюс это возможность воспроизвести слова собеседника с его речевыми особенностями. Но на диктофон, тем не менее, смотрят по-разному: искоса, с подозрением, напряженно, недоверчиво, заинтересованно и даже сердито. В 15% интервью из ста это приспособление приветствуют так: «А он уже записывает?..» Дети, да и некоторые взрослые иногда общаются с диктофоном вне зависимости от присутствия журналиста. Они выразительно артикулируя, «с чувством, с толком, с расстановкой», надиктовывают туда свои ответы. Вот как раз после такого милого тет-а-тета люди вполне серьезно осведомляются: «Скажите, а когда интервью будут по телевизору показывать?..»

Кто-то говорит, а кто-то – пишет

8. И еще одно заблуждение, связанное с материалами в газете, хотелось бы развеять. Многие думают, что текст, который они читают в печатном издании, слово в слово передает беседу с интервьюируемым.

Нет, уважаемый читатель, то, как построено интервью в газете, и реальный разговор в большинстве случаев – две разные вещи. Лишь единицы из собеседников, что называется, говорят, как пишут. И задача журналиста в этом случае – переставлять слова в предложениях, где-то заменять синонимами и так далее, чтобы в итоге получить связный текст. Тот, что в газете можно будет потом спокойно и с интересом прочесть.

38Сказка о подпольной типографии

9. Следующий миф нам подсказала сама Госпожа жизнь. Как-то в редакцию «Новой недели» пришел посетитель. Долго осматривался, что-то искал и после некоторого колебания спросил: «А где у вас находятся печатные станки?..»

Так и подмывало пошутить в ответ: «Тс-с-с… Только никому ни слова! Они у нас подпольные!» Увы… Если бы типография была на расстоянии вытянутой руки, да еще нашей собственной!.. Искать печатные станки в редакции бесполезно: типография, откуда выходят свежие номера «Недели», находится даже не в Набережных Челнах. Могли бы мы, конечно, уподобившись первопечатникам Иоганну Гутенбергу и Ивану Федорову, организовать что-нибудь типа печатного двора или, на худой конец, той же подпольной типографии, да хлопотно и качество таких экспериментальных номеров вас вряд ли порадует.

39Редакция – не ЦРУ

10. Кстати, о технической оснащенности редакции также ходят самые невероятные слухи. Например, неискушенные читатели, да и вообще, многие люди на том конце провода, почему-то думают, что здесь, как в штабе национальной разведки, установлена прослушка всех телефонных разговоров, определитель номеров и, более того, ведется круглосуточная запись.

Опять же вы переоцениваете возможности редакции. Да и задачи данного учреждения кардинально отличаются от ЦРУ. Поэтому можете смело звонить нам и общаться – обещаем, что записывать ваши откровения мы не будем. Ну, разве что пометки сделаем в блокноте – для себя.

37«Справок не даём!»

11. Да, также хотелось бы попутно развеять миф о всеобъемлющей осведомленности сотрудников редакции. Ну почему шестизначный номер «Новой недели» в сознании некоторых людей прочно связан с телефоном справочной?!.

Хоть поверьте, хоть проверьте, но телефонов всех необходимых вам инстанций у нас нет, как и номера мамы Ильдара Халикова (спрашивали и его). Кроме того, мы не можем озвучить вам расписание автобусов и поездов дальнего следования. Просто потому, что редакция это не справочная, и для того, чтобы получить все эти сведения, нам необходимо так же, как и всем остальным, звонить по соответствующим номерам, начиная с двух заветных цифр – 09.

Негры от журналистики

12. Свои плюсы и минусы есть в каждой профессии. Но некоторые уверены, что ремесло журналиста – самое что ни на есть легкое. Главное – уметь общаться с людьми, задавать вопросы и дальше – слушать и восхищаться собеседником.

Что тут скажешь?.. Вряд ли вы пришли бы в восторг от ежедневной рутины, без которой не обходится работа журналиста, от продолжительного «кукования» перед пустым монитором, когда в голову не приходит даже строчка… А сколько времени требуется, чтобы договориться об интервью, составить вопросы и еще больше – чтобы написать текст статьи в газету. Интервью – лишь вершина айсберга, уважаемые читатели, а вся остальная работа просто-напросто скрыта от посторонних глаз, как труд литературных негров.

Новости в маленьком городе

13. Считается, что журналист может писать, о чем и как ему вздумается. Свободный художник, он имеет неограниченные возможности для творчества и волен выбирать темы для своих материалов.

Да, многие именно так и представляют себе работу журналиста: писатель, испытывающий муки творчества и томящийся в ожидании музы. А еще знакомые и друзья часто подсказывают вам темы очередных статей: «Напиши про то, что у нас в подъезде уже неделю не убираются!», «А напиши про меня!» и так далее.

На самом деле свобода творчества ограничивается многими факторами: тематикой издания, требуемым объемом материала, актуальностью заявленной темы и так далее. Поэтому, если вы, вдохновленные сериалом «Секс в большом городе», решили вести в газете свою колонку, «например, о сексе», вряд ли редактор будет в восторге и любезно предоставит вам такую возможность. Скорее всего, Кэрри Брэдшоу по-челнински анонимно будет заполнять ленту новостей в газете.

Да и сроки сдачи материала не позволяют особо разгуляться и вдохновиться. Но в этом и состоит одна из особенностей профессии. «На журналиста срочность действует возбуждающе. Он пишет хуже, если у него есть время», – подметил как-то австрийский публицист Карл Краус.

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. То, что челнинские журналисты стесняются задавать провокационные вопросы, говорит скорее о их беззубости, нежели воспитанности

  2. вы будете смеятся, но у нас телевизионщиков — с точностью до наоборот! бывает, тоже отснимешь сюжет, поблагодаришь человека за интервью, а он спрашивает: а когда в газете напечатают???)))))))))))))

  3. зато мелькнут по телеку для надо круче и престижнее будет! это заветная мечта каждго зеваки на улице )) а в газете, так, пустое….

    • а вот не скажите! по телеку то-то и оно что мелькнут и все. а газету можно купить (штук 20), раздать все друзьям-знакомым и бережно хранить в серванте. а потом передавать, как семейную реликвию!!! 🙂

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*