Четыре друга и одна интриганка

kinopoisk.ruКогда в XIX веке Александр Дюма создавал сагу о приключениях четверых отважных друзей, он даже и подумать не мог о том, что спустя столетие его герои будут восхищать обывателей своими подвигами с экранов кинотеатров и телевизоров.

Критики были против

35 лет назад режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич начал снимать свой первый фильм из «мушкетерской серии». Эта лента должна была выйти на экраны в год съемок – ближе к новогодним праздникам. Однако между авторами текстов и режиссером состоялся суд. Первым не понравилось то, что Юнгвальд-Хилькевич менял реплики актеров и целые эпизоды прямо на съемках. Авторы-то считали, что написали шедевр, а тут… Но – слава небесам! – в итоге все «устаканилось», и фильм до зрителя добрался. Почти без купюр и излишней цензуры.

А самое печальное было то, что после выхода картины на «Трех мушкетеров» обрушилась вся критика. Михаил Боярский подавал тогда документы в Союз кинематографистов, и его не принимали по этой причине, документы приостановили. Впрочем, о грустном – больше ни слова!

file.luКак Шерлок Холмс едва не стал Атосом

Любопытно, что изначально Михаил Боярский должен был исполнять роль графа Рошфора. Но однажды он опаздывал на репетицию. Когда Боярский, запыхавшийся в суматохе и спешке, ворвался на съемки, перед режиссером предстала такая эффектная картина, что он сразу же безоговорочно определил кандидатуру на главную роль.

И вообще, всеми любимых сегодня героев могли бы играть совсем другие артисты: на роль д’Артаньяна планировали пригласить Александра Абдулова, на роль миледи – Елену Соловей, на роль Констанции – Евгению Симонову, на роль Бекингема – Игоря Костолевского, а на роль Портоса пробовался Георгий Мартиросьян.

В роли Атоса должен был сниматься Василий Ливанов. Он был единственным кандидатом, но, превосходно сыграв на пробах, в назначенный срок не явился на съемки. Группа была в простое. Когда разгневанный режиссер в Театре на Таганке увидел Вениамина Смехова в роли Воланда, он, не раздумывая, предложил ему стать Атосом. Смехов согласился. Его потом часто хвалили за прекрасное исполнение песни «Есть в графском парке черный пруд». Но актер с грустью отмечал, что пел не он – сам он на записи сильно фальшивил, и перезаписать песню не успел – сроки производства поджимали. Саму песню исполнял Вячеслав Назаров – джазовый тромбонист, пианист и вокалист, чье исполнительское мастерство признано музыкантами и критиками джаза России и США.

tunnel.ruОтветственность и бесшабашность

Вот как вспоминала о «том сумасшедшем лете» актриса Маргарита Терехова, по фильму – миледи Винтер:

– Атмосфера на площадке была изумительной. Дух мушкетерский на съемках витал. Самыми большими мушкетерами были, конечно, сам Юнгвальд-Хилькевич и его оператор Саша Полынников. Оба с бородками, с насмешливым видом, такие классные – ну совершеннейшие герои Дюма! Их самих нужно было снимать. А самое главное то, что они создали на площадке совершенно замечательную атмосферу. Буквально в первые дни съемок мы разделились на Злодеев и Добродеев. Злодеи были абсолютно целомудренны, вели безобидный образ жизни. Собирались отдельной командой и играли в детские игры по вечерам. Чинно ходили на море купаться – я, Трофимов (Ришелье) и композитор Макс Дунаевский. А наши мушкетеры пусть сами расскажут, как жили, как себя вели, как резвились.

Все актеры снимались в картине с огромным куражом. Мушкетеры подтрунивали друг над другом, соперничали, кутили и сами не заметили, как стали неразлучны. Из воспоминаний Михаила Боярского:
– Мы были молоды, азартны, у нас было миллион баб, шпаги, кони! Это были сумасшедшие дни счастья и непонимания того, что происходит… Все делилось поровну. Деньги – общие, еда – общая, все общее. И это было счастье безумное, какая-то дружба наотмашь. Мы жили жизнью мушкетеров и в кадре и вне кадра. Иногда даже путали, где мы: на съемках или в номере гостиницы. Как знать, может быть, именно настроение, царившее тогда на съемках, и принесло фильму такую невероятную популярность.

Тайна клейма леди Винтер…

Как вы уже поняли, фильм делался весело и быстро. Некоторые сцены монтировались почти сразу после того, как были отсняты. И вновь слово Маргарите Тереховой:

– Сначала, когда я смотрела материал, то огорчалась, если не очень хорошо выглядела. Но прошло время, и оказалось, что это было правильно. Тогда я нарочно не спала ночами, чтобы к съемкам было уставшее лицо и круги под глазами. Ведь миледи ночи напролет проводила в седле… Во время съемок мы жили в Одессе, в просторном частном доме у моих друзей и сожрали все, что там было законсервировано.
…Во время работы над ролью миледи вокруг меня стали вихриться как будто силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Юра (режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич – А.Ф.) подтвердит. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну миледи случайно узнал д’Артаньян. Юра ведь еще и художник. Он говорит: «Я сейчас тебе нарисую». И вдруг начинает всех созывать: «Посмотрите, у нее красное пятно – его надо только обвести». Представляете? Позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече.

Я – женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начались какие-то необъяснимые вещи. Волосы у меня стали слегка обваливаться. Сначала сумку оставила не помню где, потом билет потеряла, с которым надо было лететь на гастроли. Я настолько напугалась, что все в Одессе оставила. Надо мной вихрились какие-то непонятные силы. Мне кажется, что именно это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось все.

fotki.yandex.ru…и другие секреты фильма

Внимательные зрители могут разглядеть на экране множество любопытных деталей. Вениамин Смехов был сильно занят работой в театре, поэтому на съемки в Одессу летал по выходным и в ряде эпизодов его подменял дублер. Поэтому в некоторых сценах Портос и Арамис показаны лицом, а Атос – спиной (например, после первой дуэли в монастыре, сцены в кабачке, в сцене «штурма» стены Бетюнского монастыря). А в проходе после смерти Констанции можно увидеть этого дублера и спереди, хотя он старательно прячет лицо, низко склонив голову.

А вот еще один малоизвестный факт. На съемках Михаил Боярский получил серьезную травму – когда снимали сцену Мерлезонского балета в Одесском оперном театре. Граф Рошфор, которого играл Борис Клюев, был задуман как человек, никогда не вынимающий шпаги из ножен, поэтому его обучением практически не занимались. Но в одной сцене Клюев не выдержал и выхватил клинок. В результате его шпага проткнула нёбо Боярскому и буквально сантиметр не дошла до мозга. К счастью для Михаила Сергеевича, все обошлось без тяжелых последствий.

А потом – пошло-поехало!

В итоге всех приключений и злоключений фильм, как уже было сказано, нашел своего зрителя. И, несмотря на нападки критиков, стал мегапопулярным. Настолько, что Георгию Юнгвальд-Хилькевичу ничего не оставалось, как (по примеру Александра Дюма) взяться за продолжение.

Последовательно на экраны вышли «Мушкетеры 20 лет спустя» (1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя» (1993), «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» (2008).

Кстати, сюжет последнего фильма, за исключением сцены гибели мушкетеров, не связан с романами Дюма. (При этом в романе Арамис единственный из четверки не погибает). Новые персонажи заимствованы из творчества современных «продолжателей» Дюма. Так, Жаклин, дочка д’Артаньяна, появилась благодаря французскому фильму «Дочь д’Артаньяна» с Софи Марсо в главной роли, а Леон, сын Портоса, – благодаря роману «Сын Портоса» (правда, в этой книге он носил имя Жоэль де Локмариа).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*