Не прошло и полутора лет с тех пор, как вступили в силу новые правила аттестации рабочих мест, а Министерство труда и соцзащиты РФ уже предлагает вовсе отказаться от этой процедуры, сделав исключение лишь для вредных и опасных производств. Как относятся к этой инициативе работодатели и работники, выяснил Исследовательский центр портала Superjob.ru.
Всего с 31 января по 4 февраля этого года было опрошено 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб предприятий и организаций, ответственных за подбор персонала, из 94 городов России.
Две трети менеджеров по персоналу (66%) убеждены, что аттестация рабочих мест не нужна ни офисным работникам, ни компаниям. По их мнению, эта достаточно дорогостоящая процедура лишь обогащает специализированные аттестующие организации, а не способствует безопасности труда. К тому же многие компании давно игнорируют норму, предписывающую проводить аттестацию рабочих мест раз в пять лет.
«Приедут, халаты наденут, посмотрят, документы через два месяца выдают, и все. А деньги огромные»; «Все равно это формальность в нашей коррумпированной стране»; «Современные офисы строятся с учетом необходимых требований к освещению, запыленности и пр. Поэтому работодатель просто тратит «лишние» деньги, которые могли бы пойти на развитие бизнеса, обучение сотрудников, премии», — комментируют представители компаний.
Отношение к аттестации рабочих мест среди работодателей сильно зависит от масштабов бизнеса: сторонников отмены этой процедуры больше всего среди компаний с численностью сотрудников до 50 человек (73%), меньше всего – с численностью свыше 5000 сотрудников (47%).
Напротив, 24% менеджеров по персоналу не согласны с мнением, что в аттестации рабочих мест нет необходимости. Их главный аргумент – условия труда во многих современных офисах. «Судя по тому, в каких плохих условиях иногда работают офисные сотрудники, аттестация и так не проводится. Вы предлагаете узаконить эту ситуацию?»; «Офис офису рознь – чем чаще проводится аттестация рабочих мест, тем спокойней и работодателю, и работникам»; «Аттестация должна быть, однако цена аттестации офисного рабочего места должна быть минимальной», — считают респонденты.
Противников отмены аттестации рабочих мест больше среди представителей крупных компаний с численностью свыше 5000 работников (45%), меньше – с численностью до 50 работников (17%).
Затруднились однозначно выразить свое отношение к идее отмены аттестации рабочих мест 10% менеджеров по персоналу: «Если не будет аттестации, то как понять, являются ли условия труда в офисе вредными?»
По-другому на идею отмены аттестации рабочих мест смотрят наемные работники: 38% из них видят в этом ущемление своего права на безопасных труд. Чаще всего респонденты напоминают о плохих условиях работы в офисе и прогнозируют, что с отменой аттестации рабочих мест работодатели перестанут заботиться даже об элементарной безопасности сотрудников. «Офисные работники часто сидят без кондиционера, летом задыхаются. Целый день за ПК – это не совсем безопасный труд!»; «Аттестация держит работодателей хоть в каких-то рамках», — комментируют опрошенные.
29% работников не считают отмену аттестации рабочих мест ущемлением права на безопасный труд. По их наблюдениям, эта процедура все равно в большинстве случаев является формальностью. Такое мнение чаще распространено среди мужчин (32% против 27% среди женщин) и среди опрошенных старше 45 лет (35%). «Вся эта аттестация покупается, как и все остальное»; «За 15 лет работы в разных компаниях никакую аттестацию не наблюдала, не знаю, где и кому она нужна»; «Отмена мнимой аттестации уберет лишний предлог для собирания взяток», — уверены респонденты.
Каждый третий опрошенный (33%) затруднился сказать, нарушает ли отмена аттестации рабочих место его право на безопасный труд: «Это можно было бы назвать ущемлением прав, если бы аттестация проводилась хотя бы на 50% всех предприятий».