За 2012 г. число пунктов техосмотра резко выросло, следует из письма президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Павла Бунина замминистра экономического развития Олегу Фомичеву. В начале прошлого года их было 2014, а по состоянию на 10 февраля 2013 г. — 3289.
До 2012 г. за проверку технического состояния автомобилей отвечала ГИБДД. Ее сотрудники выдавали автовладельцам талоны техосмотра. С 1 января прошлого года система была переподчинена отраслевому объединению — РСА, а талоны техосмотра были упразднены. Аккредитация операторов техосмотра в РСА стала уведомительной. Теперь по прохождении техосмотра автовладелец получает диагностическую карту, на основании которой покупает полис ОСАГО. Без него страховку покупать нельзя, а без полиса эксплуатация автомобиля запрещена.
Целью реформы техосмотра власти объявили сокращение очередей при его прохождении и снижение коррупции. Увеличение числа пунктов значительно уменьшило очереди при прохождении техосмотра, а значит, и коррупционные риски, отмечает замдиректора департамента Минэкономразвития Евгений Ковтун. Проблема в том, что население полностью не осознало итоги реформы и часто ищет незаконные пути, хотя пройти техосмотр можно законными методами совершенно спокойно. Например, в интернете продаются диагностические карты для автомобилей моложе трех лет, но им техосмотр не нужно проходить вовсе.
Очередей действительно не стало, но коррупция выросла. Многие страховщики продают полисы ОСАГО и без прохождения техосмотра. Они передают информацию о вашем автомобиле “прикормленному” оператору, который вносит ее в реестр транспортных средств, прошедших техосмотр. Причина в отсутствии госконтроля за операторами. За 2012 г. РСА проверил только 74 пункта техосмотра в 44 регионах, приостановив действие 19, говорится в письме Бунина. Правда, 13 пунктов устранили нарушения и возобновили работу.
Отсутствие очередей — безусловный успех реформы. Правильным было решение разрешить проходить техосмотр в автосервисах, если они прошли соответствующую аккредитацию. Эксперты отрасли советуют правительству передать кураторство отрасли от РСА саморегулируемой организации операторов ТО. Они считают, что это будет эффективнее — такая организация несет финансовую ответственность за своих членов и не допустит злоупотреблений и коррупции. Отказаться от техосмотра Россия не может из-за международных обязательств. При выезде в ЕС нужно подтверждать, что автомобиль прошел ТО, пишут Ведомости.