Конный Алтай

В своем отношении к отпуску люди, как правило, делятся на три категории. Первая предпочитает отдыхать в своем регионе. Вторая отправляется за границу на один из популярных, но, к сожалению, типовых курортов нашей многоликой планеты. Третья же группа туристов ищет не затертые маршруты и не истоптанные тропки.

Одним из таких примеров «третьих» является житель Казани Нияз Ибатуллин – сотрудник филиала ОАО «Сетевая компания» Приволжские электрические сети. Совсем недавно он рассказал «Новой неделе» о своей последней поездке на Алтай – интересной и захватывающей.

По Чуйскому тракту

После долгих размышлений о том, где бы провести очередной отпуск, мы решили ехать в Горный Алтай. А чтобы полноценно ощутить многовековое великолепие природы этого края, мы отказались от современных средств передвижения и отправились в горы верхом на «местном транспорте». Правда, сначала добрались самолетом до Новосибирска, а оттуда автобусом до базы отдыха «Корона Катуни» (Республика Алтай).159695808_13

Было холодное утро. Кроме нашей команды, прибыли туристы из Москвы, Читы, Новосибирска и Екатеринбурга. Но не успели позавтракать, как местный гид, проверив наши походные принадлежности, снова пригласил туристов в автобус, но уже другой – более миниатюрный и «вездеходный».

Наш путь лежал по древнему Чуйскому тракту. Им пользовались еще с древних времен, а асфальтовую дорогу проложили в советские времена. На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся еще в китайских хрониках тысячелетней давности! На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древности пользовались торговцы и воины.

По пути к конечной точке маршрута гид поведал нам об истории Горного Алтая и традициях его коренного населения. Длительное время Алтай был центром государства калмыков – Джунгарского ханства. Под властью джунгар южные алтайцы (алтай-кижи, телеуты и теленгиты) находились до 1756 года, а затем после падения Джунгарского государства добровольно стали подданными Российского государства. В отличие от них, северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) значительно раньше вошли в состав России. Находясь под «высокой рукой» белого царя, свыше 100 алтайских волостей, улусов и аилов платили ясак в его казну. Однако, став подданными русского государства, население Алтая оградило себя от посягательств иноземцев, а главное – избежало физического уничтожения со стороны китайских войск.

В общем, проехали мы почти три часа с одной остановкой на Семинском перевале, где расположилась куча местных торговцев медом, кедровыми орехами, травными сборами и уймой всяких сувенирных побрякушек из дерева и камня.

Урочище и алтайская баня

Когда добрались до урочища Аптырга (высота – 1150 метров над уровнем моря), единственным, что напоминало о цивилизации, были лишь несколько припаркованных автомобилей. Само урочище представляет собой «стоянку» со смотрителем, который следит за выпасом скота. На стоянке была превосходная баня: правда, не в эстетическом плане (мягко говоря, не шедевр!), а в плане густого, сбивающего с ног жара.Нияз

Лишь ближе к вечеру до меня стало доходить, во что же я на самом деле ввязался. Солнце село, и с гор сначала дунул легкий ветерок, который потом усилился и стал резко холодным. Дневное тепло испарилось бесследно, будто мы в один миг оказались на Севере. Нечасто мне приходилось в августе согревать руками уши, чтобы согреться! Пришлось надеть на себя практически весь свой скудный гардероб, чтобы не замерзнуть окончательно.

Вечером нас проинструктировали, как вести себя с лошадьми, и познакомили с двумя братьями-конюхами Димой и Игорем, которые должны были сопровождать нас в течение всего тура. Кульминацией же первого дня была пробная поездка на лошади, во время которой каждый из нас мог оценить свои возможности (так как тур позиционировался как сложный и был пригоден лишь для опытных к походному туризму людей).

Утром нам раздали драйбеги (непромокаемый вещь-мешок для сохранности вещей от влаги – прим. ред.) и арчимаки – специальные седельные сумки, состоящие из двух отсеков и перекидываемых через седло лошади. А затем распределили провиант. Еды было очень много – хлеб, консервы, тушенка, печенье, варенье и много еще чего. Ее мы поделили между всей группой, досталось каждому. Прибавили ко всему этому еще собственные вещи, так что в итоге получились довольно внушительные тюки. А еще ведь надо было как-то запрыгнуть в седло лошади – вот где проявились чудеса акробатики!

Кстати, наша группа была первой в году – поэтому кони нам попались норовистые, отвыкшие за зиму от людей. Итак, мы познакомились с лошадьми, загрузились и отправились в наше первое в жизни шестидневное путешествие по образу и подобию кочевников древности.

Здравствуй, Великий Горный!

Горный Алтай… Такую красоту невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Ее даже нельзя осознать, будучи там. Такое впечатление, что попал в другое измерение или на другую планету – просторы и красота не укладывались в голове. Сознание не вмещало в себя это величие, мощь, свободу, яркость природы. Пейзажи были настолько нереальными, что казались нарисованными, и не верилось, что все это ты видишь собственными глазами! Тысяча оттенков зеленого на земле, переливы голубого неба с белоснежными облаками, серые горы в синей дымке, кристально чистый воздух…

Первый конный переход был несложный: тропа шла по хвойному лесу, вдоль склона одного из отрогов Теректинского хребта до озера Ару-Кем. Небольшое, достаточно теплое озеро окружала кайма зелени по берегам. Тишина и безмятежность завораживали. Дорога верхом заняла около 7 часов – для новичков испытание не из легких. Несмотря на запрет скакать галопом, многие из нас не удержались. Кони еще бодрые и сами рвались перейти на бег, дай им только волю! Непередаваемо!

Первый наш ночлег выдался у побережья озера (высота – порядка 1500 метров над уровнем моря). Что и говорить, этот день оставил о себе неизгладимые впечатления, стимулируемые болями в спине и не только. Ведь седло – это вам не комфортное кресло автомобиля и даже не лавка в байдарке на сплаве. Но никто не унывал, и даже девушки не жаловались, что испытывают какой-то дискомфорт.

Кстати, конюхи произвели на меня очень хорошее впечатление – крепкие, сильные, коренастые парни. Очень живописно смотрелись они на фоне окружающей природы – этакие алтайские ковбои!

От озера Ару-Кем тропа пошла через высокогорные, практически альпийские луга, а после небольшого подъема вывела почти к подножию Уч-Энмек, высота которой – 2792 метра над уровнем моря. Мы остановились пораженные: эта величественная гора И венцом этого незыблемого мироздания стояла величественная гора манила завораживающим спокойствием и поражала своей силой и несокрушимостью.

Далее дорога вела в подъем на гору Маяк, с вершины которой открывался вид на долины рек Каракол и Маргала. Несмотря на ее сравнительно небольшую высоту (около 2000 метров над уровнем моря), облака спускались очень низко и касались отрогов Теректинского хребта, по которым проходила тропа.

После спуска с горы Маяк тропа уходила вдоль западного склона горы Уч-Энмек до нового урочища Тял-Багаш, где и предполагалась очередная ночевка. Там нам предстояло остановиться на два дня и сделать два радиальных выхода к озерам…

(Продолжение следует).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*