Челнинские автошколы обучают вождению по цене гораздо ниже себестоимости. И каких «замечательных» водителей они выпускают – все прекрасно видят. Как сделать так, чтобы в автошколы приходили не для того чтобы просто получить право сесть за руль, а научиться хорошо водить, размышляли на совещании по созданию ассоциации автошкол города. Среди прочего она будет регулировать и ценовую политику.
За такие деньги выучить водителя невозможно
На днях состоялась вторая попытка создать ассоциацию автошкол города. Предполагается, что она будет помогать своим членам с составлением договоров на предоставление услуг, установкой газобаллонного оборудования, закупкой, обслуживанием автомобилей и заправкой топливом на льготных условиях. В будущем ассоциация надеется найти выгодные кредиты для автошкол, создать «черный список» инструкторов, уличенных в недобросовестности и мошенничестве, а также наладить диалог с властями города.
– Первое что хотелось бы предложить по этой теме, – урегулировать вопрос с площадками для обучения вождению. В земельном кодексе такого понятия вообще нет, – заметил инициатор создания ассоциации автошкол Рустам Зайнабутдинов.
Однако руководителей автошкол на этом совещании больше всего интересовал вопрос с ценами на обучение.
– Все мы хотим красивую конкуренцию, – взял слово председатель Всероссийского общества автомобилистов в Набережных Челнах Николай Никитин. – Сейчас у нас себестоимость обучения составляет 17 тысяч рублей – это без всяких «жировых прослоек». В городе же автошколы предлагают получить права и за 13 тысяч рублей, и за 9 тысяч, и меньше. Извините, за эти деньги выучить хорошего водителя невозможно: одна только теория обходится в эту сумму, плюс еще около 7 тысяч рублей нужно на занятия по вождению.
На совещание в качестве советчика по объединению была приглашена из Казани и.о. исполнительного директора Федерации автошкол Татарстана Елена Витюгина. Она рассказала коллегам, что за 1,5 года организации удалось сплотить почти половину имеющихся в Казани автошкол и поднять цены на обучение вождению в два раза. Сейчас для них установлен нижний предел в 22 тысячи рублей.
– Не попахивает ли это сговором? – поинтересовался у нее Николай Никитин. – В Дзержинске тоже установили для автошкол единую цену в 35 тысяч рублей, чтобы повысить качество обучения. Но сейчас все умные: кто-то написал жалобу в антимонопольную службу, и автошколам выписали штраф по 2,5 млн. рублей.
Елена Витюгина заверила, что такой ценовой сговор не попахивает ничем предосудительным, и посоветовала челнинским коллегам поднять еще и зарплату инструкторам, чтобы у них не было искушения додавать курсантам недокатанные часы втридорога.
В условиях хаоса ничего не получится
То есть стоимость обучения в автошколах ради всеобщего блага необходимо поднять, по меньшей мере, в 1,5-2 раза, иначе по-прежнему будут выпускаться всего лишь слегка подготовленные водители, а хамство, опасное вождение и пренебрежение правилами так и останутся нормой на наших дорогах.
– Сейчас только ленивый не говорит о том, что автошколы выпускают на дороги неподготовленных водителей, практически потенциальных убийц, – сказал начальник экзаменационного отдела ГИБДД Набережных Челнов Радис Ягудин.
Он констатировал, что за последние годы качество подготовки водителей автошколами неизменно снижается. Процент сдачи теоретического экзамена с первой попытки, правда, поднялся до 87%, но во многом потому, что курсантов заставляют зубрить правила и решать задачки в ущерб другим дисциплинам, отметил Радис Ягудин. Процент же сдачи вождения снизился до 39-ти.
– Свои недочеты по вождению вы и так знаете, – сказал он руководителям автошкол. – Едва ли найдется школа, курсанты которой откатывают положенное количество часов.
Раньше ГИБДД имела право контролировать автошколы, бывало, некоторые из них мы закрывали. И цены тогда у вас были хорошие, под 20 тысяч рублей. Все разрушилось после изменений в законодательстве, отобравших у Госавтоинспекции рычаги влияния на автошколы. И если будет создана ассоциация автошкол, она могла бы выступить с инициативой в какой-то степени вернуть эти рычаги, потому что в условиях хаоса улучшить подготовку водителей у нас вряд ли получится.
Елена Витюгова заметила, что создавать городскую ассоциацию автошкол – это все равно, что заново изобретать велосипед.
– Зачем дублировать те же функции, которые сейчас выполняет Федерация автошкол Татарстана? – попыталась она переманить собравшихся на свою сторону.
Но этот расклад не устраивал отдел по поддержке и развитию предпринимательства Набережных Челнов, который организовал встречу. В его планы входит создание в городе 11 ассоциаций предпринимателей по видам деятельности. Руководителям автошкол намекнули, что в Федерацию нужно платить взносы, а участие в ассоциации будет бесплатным. Аргумент был учтен, и ассоциация автошкол все же была создана, правда, в нее согласились войти только шесть школ из 28, существующих в городе.
СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ
На днях ГИБДД республики опубликовала удручающую статистику за апрель.
Если за три предыдущих месяца наметилось улучшение показателей по аварийности (количество ДТП снизилось на 11%), то за 21 день апреля ситуация резко ухудшилась. В 233 авариях погибли 39 человек, травмы получили более 300. В 87 ДТП пострадали 90 детей.
Почти половина (47%) общего числа ДТП, количества погибших (46%) и травмированных (48%) – результат превышения безопасной скорости движения. На втором месте по тяжести последствий – выезд на полосу встречного движения. На третьем – управление транспортным средством в состоянии опьянения.