Фикрят Табеев: «Я возражал против АЭС в Татарстане!»

В марте свой 85-летний юбилей отметил Фикрят Табеев, на протяжении почти 20 лет бывший первым лицом республики. В своем эксклюзивном интервью «Новой неделе» главный партийный руководитель Татарстана 60-70-х годов коснулся как своего советского опыта управления республикой, так и нынешней политической и экономической картины постсоветского Татарстана.www.livemaster.ru

Главный принцип – высокопартийный

Фикрят Ахмеджанович, исполнилось три года, как Татарстан возглавил соратник уходившего в отставку Минтимера Шаймиева Рустам Минниханов. А в 1979 году, когда вы уходили с поста руководителя республики, к вашему мнению относительно преемника прислушались в ЦК КПСС?

– Со мной советовались, но мнения моего не учли. Там, в Москве, были свои сложности, и если в итоге назначили не того человека, которого рекомендовал я (Рашида Мусина – прим. ред.), – значит, это было кому-то выгодно.

По-вашему, замена Москвой Минтимера Шаймиева на Рустама Минниханова была адекватной задачам республики, ее экономическому и политическому курсу?

– Трудно сказать, насколько она была адекватной в 2010 году. Просто послушали Шаймиева – ведь он рекомендовал Минниханова, и согласились. И думаю, что правильно сделали: Минниханов работоспособный, шустрый, молодой, грамотно вникает во все дела, а это очень важно для Татарстана как крупной и развитой республики.

Сейчас очень сложно понять, по какому принципу формируется руководящий состав республиканских органов власти. А какой был главным в вашу бытность руководителем республики?

– Высокопартийный принцип – тебя никуда не назначат, пока ты не пройдешь через многочисленные звенья партийно-хозяйственного руководства. Ценность этого принципа была в том, что в Татарстане случайные люди на руководящую должность не попадали – на этих должностях всегда стояли профессионалы. И родственников никаких на должностях было – я этого не допускал. У меня у самого клана не было, да и родственников в республике не было – я был тут один. При Советской власти это просто исключалось и не допускалось.

Не могу удержаться от вопроса про национальный принцип. Он существовал?

– Национальный принцип был – он заключался в том, что на должности выдвигали в равном количестве не только татар и русских, но и представителей других наций – республика-то была многонациональная. Но, прежде всего, ценились деловые качества. И все хорошо работали!

Елабуга была под запретом?

Фикрят Ахмеджанович, в период вашего руководства республикой построены «КАМАЗ», Нижнекамск с его нефтехимическим комплексом, казанские предприятия. Что послужило причиной вашего ухода?

– Я возражал против строительства в республике АЭС и из-за этого уехал в Афганистан – я просто не разрешил ее строить! В этом не было необходимости! Но нам не позволяли возражать…

Известен факт, что идею строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах пробили именно вы. Насколько эффективно, на ваш взгляд, сейчас работает руководство автогиганта?

– В целом «КАМАЗ» остается очень важным предприятием и для Татарстана, и для России. КАМАЗ – очень хороший автомобиль для грузоперевозок, но думаю, что его можно сделать еще лучше. При этом руководство компании ведет себя, я полагаю, очень мудро – оно считается с ценообразованием и понимает, что с производством нового автомобиля цены на него поднимутся очень сильно, а на данный момент КАМАЗы покупают именно из-за сравнительно низкой цены. Именно эти автомобили продолжают возить по России различные товары. Поэтому здесь «КАМАЗ» трудно критиковать – нужно только приветствовать его заслуги перед Татарстаном.

Рядом с Набережными Челнами располагается ОЭЗ «Алабуга» тоже гордость республики. Можно ли сравнить масштабы ее развития со строительством и работой «КАМАЗа»?

– Нет, это разные вещи. Равного такому объекту, как «КАМАЗ», до сих пор нет нигде в мире, а то, что есть в Елабуге, – это неплохо, но претендовать на конкурентоспособность с «КАМАЗом» предприятия ОЭЗ, в том числе и автомобильные, навряд ли смогут. Но в целом ОЭЗ – это хорошая вещь, потому что туда потянутся много промышленных предприятий, а если они еще и хорошо будут работать, для Татарстана это будет неплохо – ведь это рабочие места, занятость населения, приличная зарплата. Скажу больше – Татарстан на этих предприятиях может даже процветать!

Теперь о Елабуге. Вернее, о ее прошлом. В одной из газет города по беседам с покойным ныне ученым Вячеславом Глазычевым проводилась его мысль, о том, что в отместку за поддержку армии Колчака в гражданскую войну советская власть решила город наказать и ничего крупного здесь не строить. Вы не сталкивались с таким запретом?

– Никакого запрета не было. В свое время я показал площадку у Елабуги Дмитрию Федоровичу Устинову (председатель военно-промышленной комиссии, с 1976 по 1984 год – министр обороны СССР – прим. ред.) как хороший плацдарм для размещения крупных предприятий: грунты там были гораздо лучше, чем на «КАМАЗе». Он посмотрел на площадку и высказался о ней положительно, так как рядом были такие важные водные пути, как Вятка и Кама.

Вскоре в Москве вроде бы решили построить у Елабуги авиационный завод, который должен был выпускать высокофюзеляжные самолеты, но сказали: вы, мол, сперва заканчивайте строительство «КАМАЗа» и Нижнекамска, а там видно будет. Но в итоге завод был построен в Ульяновске. Просто в те годы республике было бы очень сложно одновременно вести строительство трех таких объектов.

Зато в Елабуге всегда было хорошо отдыхать – мы купались в озере, часто разводили костры, но всегда помнили о том, что Елабуга – это музей под открытым небом, что в этих местах ценнейший «шишкинский лес», и мы тщательно охраняли его, грамотно подбирая персонал для лесного хозяйства. И посмотрите: мы смогли этот лес сохранить, несмотря на то, что многие люди в те годы перебирались на лесной берег Камы отдыхать и там разводили огонь.

Многие до сих пор удивляются: почему при наличии крупных предприятий и роста населения не была построена железная дорога Казань Набережные Челны?

– В этом не было необходимости – ни одна технико-экономическая разработка не подсказывала нам того, что такая дорога нужна. В те годы важным было то, что «КАМАЗ» был связан железной дорогой с востоком страны через Агрыз, с Нижнекамском и с южным направлением.

НАРОД СМОЖЕТ ВЫБРАТЬ СЕБЕ ГЛАВУ

Каким должен быть глава Татарстана?

– Настойчивым, образованным и профессиональным человеком. Но такой руководитель просто так не появится – он должен быть воспитан народом республики через общение с простыми людьми.

По-вашему, такого руководителя в 2015 году выберет народ республики или парламент Татарстана?

– Пусть думают. Дай Бог, чтобы они доверили выбор народу – а наш народ, уверен, может выбрать разумного руководителя республики.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*