Бархатные переливы Nokia и волнующие – Samsung варварски вторгались в этот вечер в мелодии скрипки XIX века мастера Жана Батиста Вийома и фортепиано Steinway&Sons. Одним словом, к программе «Звезды XXI века» солистов Московской государственной филармонии челнинская публика, видимо, готова не была…
Не слушая тишину
10 апреля на сцене Органного зала Набережных Челнов в рамках проекта «Звезды XXI века» выступили солисты Московской государственной академической филармонии – скрипач Павел Милюков и пианист Филипп Копачевский. Зрителям в этот день посчастливилось услышать скрипку 1873 года – один из лучших образцов работ французского мастера Жана Батиста Вийома. Инструмент долгое время был «заложником» Госколлекции, и к нему никто не притрагивался. Скрипач Павел Милюков достал его из этого забытья и вернул к жизни.
– Музыкальный инструмент, который не звучит, – умирает. Я играю на этой скрипке уже четвертый год, но каждый день открываю в ней для себя что-то новое. А сколько стоит, не скажу: это коммерческая тайна, – улыбается молодой скрипач.
Сложная классическая программа требовала от музыкантов сосредоточенности и внимания. Но тишиной челнинский зритель исполнителей не одарил – напротив, произведения Моцарта, Чайковского и Дебюсси то и дело прерывались «классическими» рингтонами мобильников, «интеллектуальными» беседами и хождениями по залу.
– Из-за постороннего шума было очень трудно сосредоточиться. На сцене наша задача – целиком погрузиться в произведения, каждое из которых представляет собой шедевр мирового искусства. Моцарт, Паганини, Шопен, когда писали свои произведения, просто умирали. Иногда и в прямом смысле: один из сыгранных сегодня Филиппом Копачевским вальсов Фредерика Шопена – последний в творчестве польского композитора. Он написан им за пару лет до кончины музыканта, – признался корреспонденту «Недели» после концерта скрипач Павел Милюков.
«Мы более ущербны, чем певица Валерия»
Справедливости ради надо заметить, что некоторые челнинские слушатели в этот день тоже умирали. Только от скуки.
– Создалось ощущение, что не все готовы к нашей программе. В музыке есть такое понятие, как «гранд-пауза» – к примеру, в медленных частях сонаты Моцарта, когда хочется послушать тишину. И не просто хочется – тишина прописана в нотах. Если ее нет, получается, что исполнители вместе с публикой нарушают замысел композитора, – добавляет пианист Филипп Копаческий.
Солисты Московской филармонии признались «Неделе», что на сцене они, словно закутываются в большое и мягкое одеяло, а затем погружаются в сон. Сон длиною ровно в одно музыкальное произведение – глубокий и «глухой»: без посторонних звуков.
– Наверно, если бы сегодня в Органном зале проходил концерт певицы Валерии, к примеру, эти телефоны были бы даже в тему. Может быть, мы более ущербны, чем Валерия… – иронизирует Павел Милюков, а Филипп Копачевский прыскает в этот момент со смеху. – Ведь у нас нет такого колоссального звука, как на ее концертах. А если честно, нам очень обидно за некоторых людей и жалко их, потому что они каких-то важных вещей, видимо, не понимают…