35 лет назад начались съемки киноленты, которую быстро полюбили и растащили на цитаты.
Кто кого уговорил?
О том, как появился фильм «Место встречи изменить нельзя», есть много баек. Так что лучше прислушаться к воспоминаниям самого режиссера – Станислава Говорухина:
– Можно сказать, что не я пригласил Высоцкого на картину «Место встречи изменить нельзя», а он – меня. Однажды он говорит мне: «Знаешь, тут мне Вайнеры сказали, что у них для меня есть хорошая роль. Ты почитай роман, мне сейчас некогда – в Парижск уезжаю». (Именно так он называл этот город). Я взял у него роман, он назывался «Эра милосердия», прочел и… просто обалдел. Когда Володя приехал, я сказал ему: «Роман действительно классный и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь…»
И когда мы сразу после этого разговора поехали к Вайнерам, Володя еще не читал книги (впрочем, авторы этого так и не узнали). Нас встретили два добродушных полных человека, два гостеприимных хозяина – любители поговорить, посидеть за столом… Мы понравились друг другу, быстро нашли общий язык – наши представления о фильме не расходились – и в общих чертах договорились о совместной работе.
Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут – такая одиозная фигура – в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и те, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило.
«Конечно, только Высоцкий!» – сказали мне и довольно легко утвердили его на роль.
Безграмотная Лариса
А вот актеры на другие роли подобрались не так быстро. Например, на воплощение образа Володи Шарапова претендовал Евгений Леонов-Гладышев (который в итоге сыграл Васю Векшина, убитого заточкой на скамейке). Против Владимира Конкина в этой роли были и Высоцкий (в роли Шарапова Высоцкий хотел видеть другого артиста – А. Молчанова, но тот отказался), и авторы книги – братья Вайнеры. Но Говорухин Конкина отстоял. И, как видим, не зря!
Ларису Удовиченко пригласили на роль Вари, но актриса мечтала сыграть Маньку Облигацию, так как этот образ был для нее более интересен. В результате только Удовиченко и подошла для Облигации. Актриса утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у нее нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. И этот эпизод таки вошел в фильм!
На роль бандита Фокса пробовались Борис Химичев, Владислав Шалевич. Но Александр Белявский всех переплюнул, сыграв просто замечательно. Кстати, в ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера – будущая телеведущая Наталья Дарьялова.
Благодаря Высоцкому попал в картину Всеволод Абдулов – исполнитель роли прижимистого милиционера-предателя Соловьева. Не без помощи Владимира Семеновича снялся в картине и Виктор Павлов, исполнитель роли «заблудившегося» после войны ветерана Левченко.
Между прочим, с романом «Эра милосердия» фильм имеет мало общего. Например, Жеглов в романе – высокий и плечистый милиционер, Шарапов – закаленный войной, уверенный в себе. А Варю в конце романа убивают.
Во всех ипостасях
Владимир Высоцкий – помимо великолепно созданного образа Глеба Жеглова и приглашения на съемки своих друзей-артистов – очень много сделал для фильма Говорухина. В частности, он придумал историю с фотографией Вари, приклеенной на дверь среди других снимков, когда в сцене в подвале надо было дать Шарапову какой-то знак – указать дверь, ведущую к спасению.
Высоцкий очень хотел спеть в этом фильме. Среди предлагавшихся им песен были и «За тех, кто в МУРе», и «Песня о конце войны», и «Баллада о детстве». Но, хотя песни режиссеру нравились, Говорухин был категорически против. Он считал, что это разрушит образ, и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Певец обижался, они ссорились. А однажды, когда режиссер попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил:
– Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского.
Однако, поддавшись на уговоры, в этой сцене, играя на пианино, произнес несколько строк из «Лилового негра», но, будучи верным своему слову не петь, каждый раз перебивал их репликами, обращенными к Шарапову.
Владимир Семенович внес не только актерский, но и режиссерский вклад в фильм. Именно благодаря ему в картине появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого. Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким.
Злополучный китель
Лента о милиции, разумеется, ни в коей мере не могла обойтись без всевидящего ока МВД! Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Эту просьбу Говорухину необходимо было выполнить, потому что за это он рассчитывал получить возможность оставить, к примеру, сцену, где Жеглов подбрасывает в карман Кирпичу кошелек, да и вообще предполагал, с какими огромными трудностями придется столкнуться при сдаче картины. Но Высоцкий был неумолим:
– Нет, форму я не надену ни за что!
Для него милиционер сталинских времен ассоциировался с теми людьми, которые творили страшное беззаконие. Он столько был наслышан об этом и так больно это переживал, что все, что было связано с милицией, не переносил на дух. И тогда режиссеру пришлось придумать ему сцену, где он стоит у зеркала в кителе и произносит примерно такой текст:
– Вот, Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы.
– Почему? – спрашивает Шарапов.
– Да потому что никогда не носил, да, наверное, и носить не придется.
Потом он с большим трудом садится в этом кителе к роялю и произносит несколько строк из «Лилового негра» Вертинского. И тут же снимает китель. Это и осталось единственным его появлением в милицейском мундире.
А трудности с приемом картины действительно были немалые: многие реплики, жаргонные выражения просто возмущали тогдашнее «высоконравственное» руководство МВД. И, конечно, если бы не совпадение некоторых обстоятельств, картина в таком виде никогда бы не вышла на экран.
Под занавес
Вот несколько любопытных фактов для тех, кто – как и автор этих строк – просто влюблен в «Место встречи…»:
* Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Черная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс.
* Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили по требованию Гостелерадио. Среди удаленных сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан сразу же после немой сцены, когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
* В свое время была идея снять продолжение фильма. На столе Вайнеров лежала папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»