Челнинец Рустам Ибрагимов (имя и фамилия изменены) несколько лет проработал телохранителем у весьма известных особ. По его словам, физическая сила и брутальная внешность сегодня уже не так важны. Ставку в подготовке нынешних телохранителей делают на интеллект.
Об этом он рассказал журналисту «Недели».
А начинается всё с охранника
Прежде чем стать телохранителем VIP-персоны, надо для начала как минимум устроиться простым охранником в той или иной структуре. У каждого желающего есть возможность поступить туда по знакомству или по объявлению. Работа в торгово-развлекательном центре, например, является первой ступенькой карьерной лестницы. Если все сложится нормально, можно получить место охранника режимных объектов с правом ношения табельного оружия. И так далее, шаг за шагом. Правда, не стоит забывать, что всюду будут изучать твои личные характеристики…
Еще в армии я серьезно занимался спортом. А вернувшись и проработав немного по рабочей специальности, полученной в ПТУ, устроился на работу в серьезную промышленную фирму – охранял некие вещи или деньги при перевозке их по России. Заработал приличный послужной список, получил высокие оценки по рукопашному бою, огневой подготовке. Немалую роль сыграла так называемая психоустойчивость. А это для телохранителя очень важный показатель!
Неблагодарная работа
Не нужно питать иллюзий, что телохранители за свой опасный труд получают баснословные деньги. Якобы, поработав с десяток лет, они могут смело уйти на пенсию и жить в свое удовольствие, путешествуя по заморским странам. Так считают те, кто насмотрелся низкопробных западных боевиков. В России наша работа весьма неблагодарна. Может быть, где-то в столице услуги телохранителя оцениваются адекватно, но вот в Татарстане…
Хотя многое зависит от финансовых возможностей охраняемой VIP-персоны и от ее заинтересованности в своей безопасности. В Набережных Челнах зачастую охраняемые субъекты не особо щедры, ведут себя прижимисто. С годами у них вырабатывается такая мораль: мол, я тебе плачу, а ты уж поди-ка расстарайся для меня. При этом, устраиваясь на работу телохранителями, никаких контрактов мы не подписывали (по крайней мере, в то время, когда я начинал). Нам просто платили столько, сколько бог на душу положит. Не считая, конечно, не такого уж большого твердого оклада. Тарифа на компенсацию за увечья бодигардов в России нет.
Нет и закона, регламентирующего деятельность телохранителей. Законопроект, призванный впервые узаконить статус телохранителя, еще 4 марта 2011 года был внесен в Госдуму. Но она его до сих пор почему-то не пропускает. Один из знакомых депутатов просто сказал: «А нам это нужно?!»
До сих пор не могу забыть, как знакомый бодигард, прикрыв своего шефа от пули, очнулся в инвалидном кресле. В итоге он оказался больше никому не нужен, и никакой приличной компенсации от своего работодателя так и не дождался.
Не всех берут в бодигарды
Затем, когда наступили «лихие 90-е», в той системе, где я работал, стали организовывать отдел личной безопасности для VIP-персон. Ко мне начали присматриваться определенные структуры… А в один прекрасный день пригласили на работу.
Было несколько кандидатов. И отбор, нужно сказать, оказался непростым. Учитывались физические данные, опыт рукопашного боя с приемами боевых искусств, огневая подготовка… Последний критерий, кроме меткости стрельбы, включает в себя еще множество пунктов: технику выхватывания пистолета из кобуры, скорострельность, умение маневрировать с оружием в толпе, способность прикрыть собственным телом охраняемое лицо.
При отборе учитывались также моральные качества – устойчивость к стрессам, оперативное мышление, владение ситуацией. Как-никак, бодигард (от английского bodyguard – телохранитель), сопровождающий VIP-персону, обязан верно и грамотно реагировать в условиях большого скопления людей. На массовых мероприятиях, например, моя задача заключалась в том, чтобы постоянно быть начеку. Предусматривать дополнительные выходы, уметь обойти толпу вместе с охраняемым объектом, минуя потенциально опасный участок.
Оружие обезоруживает
Многие ошибочно считают: если получил оружие в руки – так ты теперь и царь, и бог. Как бы не так! Именно с оружием и возникают порой проблемы. Например, при сопровождении «охраняемых субъектов» в другие города приходится бежать в пункт милиции, сдавать ствол в багаж, брать расписку… А в пункте прибытия опять же со всех ног нестись в тамошнее отделение милиции и проходить всю процедуру в обратном порядке.
И это еще не все. Например, ты почуял реальную опасность, а на самом деле кто-то просто достал из кармана зажигалку в форме пистолета. Но ты уже отреагировал выстрелом на поражение! В таком случае многое зависит от доказательной базы, которую ты предоставишь впоследствии органам прокуратуры и МВД. И от того, как охраняемое лицо за тебя вступится. Твой шеф-работодатель может нанять тебе отличного адвоката, но может просто на тебя наплевать. Дескать, вместо того, чтобы тратить деньги на защиту, проще нанять другого бодигарда!
Постоянно на пределе
Кстати, в Америке был реальный случай. Охранник, сопровождавший президента США, наотрез отказался взять поклажу из его рук. Ведь у бодигарда обе руки должны быть постоянно свободны. Президент обиделся, пожаловался начальнику службы безопасности. Но тот главе государства все доходчиво объяснил, не побоялся! И парня своего от увольнения спас, и себе бонус заработал.
В России же охраняемые лица частенько суют в руки своим телохранителям все, что угодно! Я как-то «нарвался» на толстенный журнал с картинками, который мой босс пролистывал в самолете, а потом всучил мне. Оставить журнал на борту? А вдруг он ему потом понадобится? В общем, я этот журнал по прибытии выбросил…
Работа телохранителя такая, что нервы постоянно на пределе. К этому нельзя привыкнуть. Со временем появляется погранично-тревожное состояние. В выходной день или в отпуске бодигард нормально отключаться от работы не может. Спит беспокойно, расслабляется с великим трудом.
На Западе наши коллеги зачастую обращаются к психотерапевту для снятия подобных стрессов. В российской глубинке это пока не принято. Вот кто-то из телохранителей и начинает потихоньку прикладываться к бутылке, ставя тем самым на себе и работе жирный крест. Слухами земля полнится. Кто ж таких бедолаг потом в качестве телохранителей возьмет!
Андрей ФОКС.