7 мая отмечали свой очередной профессиональный праздник наши коллеги с радио. А известный радиожурналист Матвей Ганапольский любезно откликнулся на просьбу «Новой недели» порассуждать о развитии современной
журналистики.
Интернет не заменит журналиста
– Матвей Юрьевич, в далеком 1901 году Ленин написал: «Газета – это не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». Изменилась ли с той поры роль журналистики в нашей жизни?
– Журналистика изменилась. В начале ХХ века журналистика еще не была осознана как профессия – не было понимания того, что в ней много граней, что она состоит из, собственно, новостей и аналитики – то есть осмысления этих новостей. Осмысление новостей, которое всегда было по факту своему оппозиционным и не нравилось власти, не являлось частью журналистики – это считалось вольнодумством, а теперь аналитика окончательно стала неотъемлемой частью журналистики.
Отмечу, что в связи с развитием Интернета сегодня падает роль информационной журналистики: благодаря «всемирной паутине», теперь мы не ждем газету или программу «Время», чтобы узнать новости, а черпаем их в Интернете – в электронных версиях изданий или в соцсетях. Роль репортера меняется – теперь им может стать каждый
Конечно, об аналитической части журналистики этого не скажешь, но роль осмысления того или иного факта возрастает – читателю предлагается огромный рынок мнений, ведь заправских аналитиков «теснят» люди со свежим, нетрадиционным и ярким мнением. Они становятся властителями дум: мы все чаще прислушиваемся не только к известным аналитикам, а к новым «неизбитым» персонам.
Тем не менее, я не считаю, что роль традиционных СМИ размывается. Профессиональный журналист, давая новость аудитории, два-три раза проверяет ее по источникам, а об Интернете этого не скажешь – туда чаще всего «закидываются» сомнительные новости. Поэтому профессиональные журналисты не могут быть заменены Интернетом.
Выбор делает каждый
– Число профессиональных журналистов, по сравнению с 1980-90-ми, выросло?
– Их стало больше, потому что рынок СМИ возрос – особенно рынок Интернет-СМИ, и, на мой взгляд, профессионалов там много.
– Это понятно, но много ли из них тех, которые следуют главным целям журналистики – подаче честной и объективной информации?
– Понимаете, есть журналисты, а есть пропагандисты. На примере современных СМИ мы видим, что там работают люди разные. А каковы люди – такова и журналистика! Если ты как журналист работаешь на государство, то, безусловно, должен отражать государственную точку зрения. Конечно, она часто не совпадает с твоей собственной, но ты там работаешь и у тебя семья…
Это очень тяжелая нравственная проблема, которую приходится решать каждому журналисту. Так что на ваш вопрос нет однозначного ответа. Есть среди наших коллег те, что поступают по совести и уходят в другое СМИ, где они абсолютно свободны и видят, что владелец СМИ не контролирует новостной контент и не давит на журналистов, а есть те, что мирятся со всеми «прелестями» работы на власть.
– Московских журналистов больше могут сподвигнуть хорошие деньги, нежели профессиональный долг?
– Я бы так не сказал. Да, порой молодые люди выбирают заработок, но зачастую предпочитают свободу: и на телеканале «Дождь», и на радио «Эхо Москвы», к примеру, достаточно много ребят и девушек, получающих копейки, но работающих с полной самоотдачей.
«Смотрибельность» госканалов падает
– По некоторым данным, в Москве из традиционных СМИ люди все больше стали доверять информационным радиостанциям и газетам. Это правда?
– Да. И связано это с не очень правильной политикой государства, которое до сих пор контролирует от А до Я наше телевидение – в итоге оно выглядит глупо и не отражает объективных процессов, происходящих в стране. Получается, что в России две действительности: одна – в Интернете, другая – в «ящике»! Об этом даже премьер-министр РФ Медведев говорил руководителям федеральных каналов.
И «Первый канал», и «Россия 1» для жителей регионов – по-прежнему мощнейший инструмент влияния, но уже 50-60% населения России имеет Интернет, и люди от 35 и выше, что называется, научились нажимать кнопки своих компьютеров и смотреть альтернативные новости. Думаю, даже старшее поколение уже понимает, что новостями по ТВ его обманывают, и возвращается к радио и газетам: они менее контролируемы, ведь государство полагает, что они не влияют на результаты выборов.
Сейчас очень трудно сказать, какие СМИ через пять-шесть лет будут по-настоящему востребованными, и что будет с телевидением, но тот же глава «Первого канала» Константин Эрнст отмечал в последних интервью чудовищное падение смотрибельности федеральных каналов и высказывал тревожные суждения по этому поводу.
Печально, что на таком телевидении умирает и журналистика. И сейчас в качестве примера нормального ТВ можно привести только канал «Дождь», где действительно высказываются разные точки зрения. Журналистика, заточенная лишь на одной из них, существовать не может – рыба в плохой воде все равно умирает, и полагаю, что в государственной журналистике происходит деквалификация кадров.
Быть честным и порядочным
– В 2004 году Леонид Парфенов сказал, что настоящий журналист не должен быть «ни в позиции, ни в оппозиции власти»…
– Это демагогия. Жить в обществе и быть оторванным от него нельзя. Если журналист вторгается в аналитику и пытается осмыслить события, которые происходят вокруг него, как ему не включать мозги и свою точку зрения? И разве сам Парфенов нейтрален? Будь он нейтрален, он бы работал сейчас на госканалах, но именно по причине своей субъективности он был оттуда убран. Человек субъективен: ну не может журналист с холодным носом рассказывать ни о своей собственной, ни тем более о чужой жизни. Это неестественно.
– Может, журналист должен быть, прежде всего, неравнодушным – и тогда его репортажи и аналитика будут заслуживать доверия аудитории?
– Не согласен. Если ты репортер, то в репортаже о провалившемся асфальте ты не должен клеймить городские власти, потому что, приехав снимать яму, ты не знаешь точно, кто в этом виноват. А в аналитике должна быть субъективность, но главное – должны быть разные точки зрения и анализ фактов.
– Хорошо. Тогда скажите, Матвей Юрьевич, какими качествами должен обладать нынешний журналист?
– Я писал об этом в своей книге «Кисло-сладкая журналистика» и повторю. Качество у журналиста должно быть одно – он должен быть честным и порядочным человеком. Писать сейчас умеют все, а вот честных и порядочных мало: современная жизнь предлагает нам всякие искушения, но в журналистике надо пытаться сохранить себя и свой непредвзятый взгляд на события.
И еще – журналист должен избегать политических игр, не участвовать в работе партий, потому что это сразу меняет его качества. Будь честным и порядочным человеком – и все у тебя получится! А научиться писать грамотно, по-моему, должен каждый…
13.05.2013 в 12:07
а вот я вот не согласна с тем что честность и порядочность определяющие качества для журналиста !! lда, сейчас это редкие качества для человека вообще, ну а как же умение художественно излагать свои мысли, формулировать предложения, оригинальность в конце концов — их ведь никто не отменял ???
13.05.2013 в 22:12
Для вас, студентка журфака, я бы на первое место поставил грамотность. Ее тоже никто не отменял…