«Чтобы вещь продлилась, ей надо быть песней…» – сказала поэт Марина Цветаева. Авторская песня «длится» уже более полувека и продолжает собирать под свои знамена новых слушателей, давая возможность встретиться и насладиться общением друзьям и однокашникам.
«Заказчик песен – ЦРУ»
Бардовское движение появилось как альтернатива скучному советскому официозу, который царил на экранах и концертных площадках страны. Бесконечные куплеты про «советского человека» и «непобедимую партию» не внушали особого доверия, и люди постепенно стали, отгораживаясь от опостылевшей эстрады, искать живое слово и настоящую музыку. К сожалению, советская власть недолго мирилась с самостоятельным существованием бардовского движения. Бардов перестали показывать по телевизору; газеты объяснили, что «заказчиками подобных песен являются ЦРУ и ФБР».
В ответ было придумано понятие «домашнего концерта». Однако после разрушения Советского Союза камерное исполнение несколько утратило свою популярность. На сцене воцарился энергичный русский рок. А барды снова вернулись к тому, с чего начинали: к пению у костра, посиделкам на кухнях, концертам в небольших залах. Возможно, это правильно.
Бардовские песни просто не созданы для стадионов. Зато у них есть свои постоянные слушатели, которые преданы им с детства.
Легендарный Юлий Ким
Именно такие люди организовали 13 июня сборный концерт российских бардов, который собрал в Казани лучших представителей этого жанра: Юлия Кима, Александра Городницкого, Леонида Сергеева, Елену Фролову, Сергея Бальцера, Дмитрия Бикчентаева, Юлию Зиганшину и многих других именитых музыкантов и исполнителей.
Корреспонденту «Недели» посчастливилось побывать на этом празднике песни. На концерте не было привычного разделения: звезды – слушатели, дружеская атмосфера располагала к непринужденному творческому общению.
Бесспорно, самым интересным было выступление легендарного Юлия Кима. Творчество этого автора всегда стояло особняком среди лирических и отстраненно-воздушных песен его коллег по цеху. Ким с начала 60-х писал ироничные, а позднее – откровенно сатирические песни, прекрасно понимая, что этот путь грозит ему тюрьмой. После позорного процесса писателей-диссидентов Синявского и Даниэля (они были обвинены в «антисоветской агитации и пропаганде», так как публиковали свои произведения за границей под псевдонимами – прим. ред.) бард разразился резкой критикой существующего строя, поражавшей неслыханной до того смелостью (песни «Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.).
На концерте Юлий Черсанович исполнял песни из своего нового альбома «От Галича до Окуджавы», вышедший в прошлом году. Песни его по-прежнему актуальны, ироничны и «иннервированы» временем. «Девяностолетие Галича», «Нет денег», «Песня о коричневой пуговице» поражают глубиной содержания и точностью оценок. Не случайно поэт Дмитрий Быков назвал Кима автором лучших бардовских песен ХХ века.
Учёный и бард Городницкий
Также порадовало выступление Александра Городницкого. Маэстро исполнял свои самые знаменитые песни: «Рахиль», «Песни нашего века», «Атланты» – и зрители благодарно аплодировали ему. Отмечу, что Городницкий – не только талантливый бард, но и ученый с мировым именем. На его лекции «Атланты: в поисках Истины» яблоку негде было упасть. Бард рассказывал на ней о своих экспедициях, научных открытиях, о взаимосвязи веры и науки и о том, что в жизни всегда есть место чуду. Правильно говорят: талантливый человек талантлив во всем.
С большим интересом я посмотрел и выступление Леонида Сергеева. Его песни по большей части юмористические – тем отчетливее на их фоне звучат серьезные творения барда, которые рассказывают об одиночестве человека в суетном и быстро меняющемся мире. Вдвойне приятно, что Леонид учился в Казанском университете. Уже тогда он не пропускал ни одной «Студенческой весны» и КВНа, поражая всех виртуозной игрой на гитаре и артистизмом исполнения.
На прощание Юлий Ким написал мне на обложке своего альбома: «Пока есть гитара и мужество говорить правду, авторская песня будет жить». Это слова Александра Галича. У меня нет причин ему не верить.