Четверть века назад на широкий экран вышел фильм, в котором замечательный актер Анатолий Папанов сыграл свою последнюю роль…
Приключения сценария
Осенью 1986 года во Второе творческое объединение киностудии «Мосфильм» поступил новый сценарий ленинградского сценариста Эдгара Дубровского под названием «Танец поденок» (поденки – мотыльки).
30 октября Главная сценарно-редакционная коллегия объединения одобрила сценарий и заключила с его автором договор на экранизацию, а уже спустя несколько недель был определен и режиссер-постановщик – Александр Прошкин. В 1984 году он снял телесериал «Михайло Ломоносов», который принес ему всенародную славу.
А приключения сценария продолжались. Вскоре он вновь был обсужден во Втором объединении и от прежнего отличался двумя деталями: во-первых, названием – он теперь назывался «Ближняя история», во-вторых, временем действия – оно было перенесено на два года раньше, в июль 1953 года, когда в Москве был арестован Лаврентий Берия, а страну заполонили уголовники, выпущенные им незадолго до этого по амнистии.
29 января 87-го сценарий был послан в МВД СССР с тем, чтобы, ознакомившись с ним, министерство выделило консультанта. Однако ответ оттуда озадачил киношников: «В связи с тем, что работник милиции представлен в сценарии лишь в малозначительных эпизодах, выделение консультанта из органов внутренних дел для работы над фильмом считаем нецелесообразным. По нашему мнению, произведение перегружено сценами жестокости и кровопролития, которые могут негативно воздействовать на зрителей, прежде всего, из числа молодежи».
Самое интересное, что спустя некоторое время МВД переиграет свое решение и все-таки выделит для картины своих консультантов.
В последний момент
Состоялось утверждение актеров на главные и второстепенные роли. Вор в законе Барон – Владимир Головин, бандит Шуруп – Виктор Косых (в прошлом – Данька из «Неуловимых мстителей»), немая Лида – Нина Усатова, Зотов – Юрий Кузнецов. На роль Сергея Петровича Басаргина по прозвищу Лузга был практически сразу же приглашен актер Валерий Приемыхов.
На роль инженера Николая Павловича Старобогатова пробовались многие известные актеры, в том числе Георгий Юматов и Вацлав Дворжецкий. Однако в последний момент возникла кандидатура суперпопулярного Анатолия Папанова.
Снималась в картине и молоденькая девушка, студентка из Ленинграда Зоя Буряк. Забавное существо с интересной индивидуальностью. На роль дочери глухонемой режиссер пересмотрел множество актрис, известных и неизвестных. Но с появлением этой все кончилось: стало ясно, что тут никакой конкуренции быть не может, хотя девушка и мало в ту пору умела. Хотя Анатолий Папанов ни в одном эпизоде с нею как с партнером не встречался, он сразу же ее заприметил: она держалась букой среди актеров. Папанов подошел, прогулялся с ней к мосткам, и вдруг… оттуда донесся неудержимый хохот! Папанов ей что-то очень серьезно рассказывал, а Зоя в себя не могла прийти от смеха. Уж если такой авторитетный и маститый актер оказался для нее вовсе не страшным, она и других сторониться тут же перестала.
Такой добрый Дедушка Волк
Вспоминает режиссер фильма Александр Прошкин:
– Мы снимали натуру в Карелии, в 180 километрах от Петрозаводска, в довольно глухой деревне на полуострове. Неделю работали нормально. Жители нам по мере сил помогали. И никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня изолирована с трех сторон водой. Через неделю наступает первый съемочный день Папанова. Он приехал вовремя, начинаем снимать и… Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок. И все движутся в нашем направлении.
А какие могут быть моторки в 1951 году? Стреляем из ракетницы, кричим в рупор – бесполезно: со всех сторон на нас несутся моторные лодки. Приближаются, причаливают, и мы видим: в каждом суденышке по два-три ребенка с дедом или бабкой, в руках у каждого ребенка почему-то книжка или тетрадка. И все, оказывается, приехали на встречу с «Дедушкой Волком». Мы сдались и прервали съемки.
Правда, киношная администрация в свойственной ей суровой манере пыталась применить «прессинг по всему полю», но вмешался Анатолий Дмитриевич: «Что вы, что вы! Давайте лучше соберемся как-то вместе!» Собрались, рассадили детей. Он каждому что-то написал, для каждого нашел свои слова. Я наблюдал эту сцену, забыв о дорогой цене сорванного съемочного дня. Видел по лицам этих детишек, что они на всю жизнь запомнят встречу с человеком бесконечно доброго сердца. И, главное, видел лицо этого человека. Не забыть до последнего моего часа…
Ему немного не хватило…
4 августа 1987 года Анатолий Папанов покинул съемочную площадку – поехал в Москву, чтобы встретиться со своими студентами (в 1983 году он взял в ГИТИСе иностранный курс – монгольскую студию). Оттуда он затем должен был поехать в Ригу, чтобы участвовать в гастролях Театра сатиры. И вновь слово режиссеру Прошкину:
– Пораньше закончив съемки, 4 августа, я просил Папанова остаться в деревне и хорошо отдохнуть. Его театр перебрался из Вильнюса в Ригу, образовалось два свободных дня. Но Анатолий Дмитриевич настаивал на перелете в Москву: «Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежития, поругаться кое с кем и всякое такое. Чтобы ребятам нормально жилось!» Я подозреваю, что он и без того был ходатаем по чужим бедам. Спорить не стал. О чем бесконечно сожалею…
Тем временем с отъездом Папанова съемки не остановились. 5 августа снимали эпизоды. Сняли всего два кадра. А вечером этого же дня в своей квартире внезапно скончался Анатолий Папанов. Он даже не успел озвучить своего персонажа. За него это блестяще сделал Игорь Ефимов…
По злой воле судьбы, спустя 11 дней – 16 августа – в Риге, прямо на сцене, где проходил спектакль, скончался еще один наш гениальный актер, работавший вместе с Папановым в одном театре, – Андрей Миронов.
УСПЕХ… НО УЖЕ БЕЗ НЕГО
Фильм «Холодное лето 53-го» вышел на широкий экран в апреле 1988 года. Успех был безоговорочным – ее приняли практически все возрастные категории зрителей. За первые два месяца проката картину посмотрели 32,2 млн. зрителей (в одной Москве она собрала 2,5 млн.), ее купили для показа 24 страны.
В июле 1988 года «Холодное лето…» представляло советское кино в конгрессе США, и было приобретено в фонд библиотеки конгресса как образец классического советского вестерна. Валерий Приемыхов признан лучшим актером года (1988) по результатам опроса журнала «Советский экран». Анатолий Папанов был удостоен Государственной премии СССР (1989). Увы, посмертно…