Современные пираты

1001material.ruПосле выхода этого фильма на широкий экран молодежь заболела карате. Повсюду создавались секции – сначала в спортзалах ПТУ, а потом в школах и вузах. А цена билетов на картину у перекупщиков доходила до 10 рублей вместо 30 копеек!

Трюм партбилетов

Корреспондент-международник в «Известиях» в 1977 году сообщил о вопиющем факте пиратства: в Южно-Китайском море на итальянский сухогруз напали морские бандиты, расстреляли команду и захватили вместе с судном 200 тонн урановой руды. Прочитав заметку, режиссер Станислав Говорухин задумал сценарий будущего фильма, только в нем фигурировали советские моряки. Он позвонил коллеге Борису Дурову, с которым в середине 1960‑х работал над фильмом «Вертикаль». Борис загорелся идеей: «Слушай, здорово! Я даже, кажется, знаю, как нашим морякам удастся отбиться. Ты что‑нибудь знаешь о карате?»

Друзья решили, что сценарий напишут вместе, а снимать фильм будет Дуров, поскольку Говорухин в то время запускался с картиной «Место встречи изменить нельзя».

– Мы сразу отказались от излишней сентиментальности, – вспоминал позднее Борис Дуров. – Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут‑то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности – товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности!

Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?». В общем, опиум мы отстояли…

onlyfilms.tvНестрашная мина

Остров туземцев с бухтой, где укрывался Mercury, снимали на восточном побережье полуострова. Декорации деревни ловцов жемчуга художник-постановщик Ялтинской киностудии Борис Комяков выстроил недалеко от поселка Орджоникидзе. Тогда там был военный городок с режимной зоной, поэтому съемочный объект легко ограждался от туристов-зевак. А первое знакомство советских моряков с «островом» происходит в 15 км от «деревни» – на Карадаге.

Эпизод с выходом пиратского судна Mercury из бухты и всплытием мин снимали уже на Тарханкуте.

– Мы договорились, что подводную натуру с всплывающими рогатыми минами снимем на мысе, – вспоминал конструктор кино Валерий Павлотос. – И в середине лета съемочная группа на игровом судне отправилась к нам из Нового Света. Переход мимо Севастополя и Евпатории занял почти сутки. Ночью теплоход попал в шторм, а наутро выяснилось, что волной с палубы смыло одну из бутафорских мин. Мина‑то бутафорская, но для тех, кто об этом не знает, она выглядела как настоящая! Пришлось давать радиограмму на Черноморский флот, что потеряна мина, но она не представляет опас­ности!

Цензоры настаивали на том, чтобы в фильме было как можно меньше драк, особенно с применением приемов карате. Этот вид борьбы в Советском Союзе развивался почти подпольно. Каждую сцену авторы защищали с боем. Дурова и Говорухина консультировал известный каратист Тадеуш Касьянов. Потом он сыграл в фильме боцмана, а его друзья-спорт­смены – пиратов и советских моряков.

– Во время съемок нам постоянно звонили из ЦК комсомола, угрожали применить власть, если мы будем увлекаться сценами драк, – вспоминал Тадеуш Рафаилович. – Мы обещали не увлекаться. Только очень далекие от философии восточных единоборств люди могли называть карате дракой. Впрочем, чтобы фильм в самом деле не запретили, от некоторых боевых сцен пришлось отказаться.

Семь вёрст – не крюк

Подводный эпизод на тонущем сухогрузе «Нежин» снимали в обычном бассейне гостиницы «Ялта-Интурист». Проводить съемки в открытом море было рискованно. А в бассейне – к тому же и экономически выгоднее.

Николай Еременко рассказывал, что даже министр кинематографии, когда принимал картину, набирал воздух и как будто проплывал под водой по этим коридорам:

– Кажется, что все это несколько длиннее, чем есть на самом деле. Ничего там страшного нет, страшно было другое, что снимали это неделю в бассейне. По семь часов я сидел в воде и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: «Ну, ты, Коля, как закончишь – подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем».

Режиссер фильма как‑то в монтажной специально замерил, сколько плывет старший механик: оказалось, туда – 49 секунд, а обратно – 52!

«Это наш его?..»

Премьера «Пиратов» планировалась на конец 1979 года. Но после показа ответственным лицам из ЦК ВЛКСМ картину отложили на полку – «идеологически вредная». Они были в шоке от обилия опиума и драк, хотя в Госкино к режиссеру особых претензий не нашлось. Зампред Госкино Борис Павленок только высказал пожелание, чтобы вырезали сцену, где пират Салех бьет нашу женщину, обращаясь к своим амбалам: «Нравится эта?», и один из них начинает расстегивать штаны.

Но как уже не раз бывало до этого (например, с «Джентльменами удачи»), картину спас главный киноман страны – Генсек Брежнев. Ему на дачу отвозили все копии, в том числе и «отложенных» лент. От «Пиратов» Леонид Ильич был в восторге, и картина вошла в число избранных, которые он пересматривал летом в Крыму. Генсек частенько засыпал перед экраном и терял нить сюжета, а просыпаясь в момент какой‑нибудь драки, переспрашивал: «Это наш его?». Ему подтверждали: «Наш, наш, Леонид Ильич». И Генсек удовлетворенно бурчал: «Молодец, Коля».

Не переплюнуть…

Спустя четыре года после шумного триумфа «Пиратов XX века» при не выясненных до сих пор обстоятельствах погиб Талгат Нигматуллин – Салех. Лидеры религиозной секты, которые как раз массово «входили в моду» в 80‑е годы, убили его, когда он отказался подчиняться.

А в 2000 году Тадеуш Кас­ьянов (ныне – президент Всероссийской федерации рукопашного боя) и Николай Еременко решили снять продолжение «Пиратов ХХ века». Съемки отложили из‑за проб­лем с финансированием. А в 2001 году не стало Николая Еременко.

– Наверное, к лучшему, что фильм не состоялся, – говорил Тадеуш Рафаилович. – Продолжение популярных картин почему‑то редко бывает удачным. Вряд ли мы смогли бы переплюнуть прежних «Пиратов…». И нам точно не хватало бы Талгата Нигматуллина…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*