Ещё раз про красную шапочку

Фильм, которому в этом году исполнилось 35 лет, не похож ни на сказку Шарля Перро, ни на экранизации, снятые по мотивам этой сказки. Потому как за дело взялся человек, перевернувший наши представления о классике!
 

Я готов сыграть
любую мышь!

В начале 70-х годов советские детишки и не предполагали, что вскоре в их жизнь ворвется со своими потрясающими фильмами режиссер Леонид Нечаев. Его первый детский музыкальный фильм «Приключения в городе, которого нет» (1974) ребята восприняли вяло. Наверное, потому, что он был немного нравоучительным, а детям это не нравится.

 

На роль Красной Шапочки Поплавскую очень долго не утверждали

Зато потом Нечаев стал тесно сотрудничать со сценаристкой Инной Веткиной, и в результате их совместного творчества зрители увидели замечательную музыкальную сказку «Приключения Буратино». Фильм имел такой успех, что Нечаев неожиданно для себя оказался режиссером, у которого стало престижно сниматься. Евгений Евстигнеев, посмотрев «Буратино», даже позвонил ему и воскликнул: «Леня, я готов сыграть у тебя любую мышь!» Конечно, услышав такое даже от менее гениального актера, чем Евстигнеев, устоять режиссеру было невозможно, и уже в следующем фильме «Про Красную Шапочку» Евстигнеев сыграл Звездочета.

А ведь «Шапочка»-то появилась совершенно случайно! Как вспоминал сам Леонид Алексеевич, «…все началось с аудиенции у зампредседателя Госкино Стеллы Ждановой. Она спросила, что бы я хотел снять к следующему Новому году (ведь «Буратино» вышел как раз к этому празднику). Отвечаю напропалую, что всю жизнь мечтал о «Красной Шапочке». Стоящая рядом сценарист Веткина дергает меня за пиджак и шипит: «Ты с ума сошел, там же две страницы текста – снимать нечего!» Но деваться уже было некуда…»

Философская
история

Прошла неделя, и вдруг ночью у режиссера раздался телефонный звонок. На проводе сценаристка Инна Веткина:

– Нечаев, я придумала. Это будет продолжение старой сказки. Ну, а если продолжение, то, я думаю, все возможно.

Над сценарием они работали недели две, почти без отдыха. Инна так измучилась, что во время совместного очередного ночного бдения на кухне однажды попыталась прикурить от водопроводного крана!

Для них это было некое исследование того, что могло произойти между Красной Шапочкой, Бабушкой и Волком. Так, вместо одного Волка стало два, тут же появилась Вдова Волка – Волчица, за ней – Волчонок. И начало, как снежный ком, расти огромное количество персонажей. Появился Звездочет и Заезжий Охотник, Ребенок и его семья.

Начала расти уже другая, интересная сказка. Философская история. Нечаев даже какое-то время останавливал Инну, говорил: «Это не для детей! Это все гораздо более серьезно…» А она в ответ: «Да нет же, Нечаев, сейчас такие дети пошли – это как раз для них! Они должны об этом думать, это должно их волновать…»

В конце концов, картина получилась действительно совершенно неожиданной, и съемочная группа переживала, как дети ее воспримут. Но все страхи оказались напрасными – приняли ничуть не хуже, чем «Буратино».

 

Владимир Басов в роли коварного Волка
был просто неотразим!
 

Москва дала добро

Однако пора перейти к истории съемок этой ленты. В «Приключениях Буратино» снималась необыкновенно прелестная девочка – Таня Проценко. Они с Нечаевым очень сдружились, и он хотел ей предложить роль Красной Шапочки. Но произошла ужасная история – Таня попала в аварию, она ехала на велосипеде и упала: и переломы, и потеря сознания. Конечно, вопрос о ее участии в картине отпал.

Главную героиню искали очень долго. И вдруг в Москве ассистентка сказала режиссеру: «Я вам притащу девочку». А в ту пору была жуткая зима, детей на улицах не искали, смотрели во Дворце пионеров на Ленинских горах. И вот притаскивают нечто – кокон, обвязанный шалью, в шубе, замотанный. Развязывают – красный нос, огромные глазищи… Это была Яна Поплавская. Мама у девочки – актриса, папа – режиссер, и Яна уже снималась до этого. Так вот, прошло немного времени, девочка отогрелась, заулыбалась; Нечаев пригляделся – у нее рот-то до ушей. И подумал: «Это уже ближе к образу».

Яна почитала ему стихи, они разговорились. «Приезжай в Минск на пробы» (все свои известные фильмы Нечаев снимал на киностудии «Беларусьфильм»). И тогда пробы были обязательны.
На роль Красной Шапочки Поплавскую очень долго не утверждали. Объясняли просто: «Вы что? Она же урод! Лягушка!» Им, наверное, хотелось Шапочку с конфетной обертки… Но Нечаев повез пробы девочки в Москву, и там дали добро!

С пьяницей
сниматься не буду!

Басов с Трофимовым, игравшие Волков, сошлись на почве… алкоголя. И частенько появлялись на съемочной площадке если не поддатыми, то со страшным перегаром «после вчерашнего». И однажды Поплавская, жалуясь на Владимира Басова режиссеру, в сердцах крикнула: «Я с этим пьяницей сниматься не буду!» Как оказалось, он в это время стоял рядом. Все на площадке замерли. Яна увидела Басова и, недолго думая, громко сказала: «Да, да! Не буду!»

А Быкова она очень любила. И Евстигнеева просто обожала. Он был добрейший человек и настоящий профессионал.

В фильме есть сцены, когда Красная Шапочка попадает под дождь и прячется от ливня у охотников. Во время съемок этого эпизода была уже глубокая осень, актеров поливали из пожарных машин, которые качали из озера ледяную воду. Быкову не нужно было по роли выходить к Шапочке навстречу под этот «дождик». К тому же у него был бронхит. Но когда он узнал, то крикнул: «Как?! Мой ребенок (это он Яну так в шутку называл) будет стоять под ледяным дождем, а я тут? Обложите меня целлофаном». Его обернули под одеждой целлофаном, и он выходил Шапочке навстречу. В итоге все закончилось воспалением легких и у него, и у Поплавской!

Дублёнка с премии

Славу этому замечательному фильму сделали не только режиссер со сценаристом, не только хорошо подобранные актеры, но и те, кто сделал его по-настоящему музыкальным. Это – автор текстов Юлий Ким (в картине проходящий под псевдонимом Ю. Михайлов) и известный композитор Алексей Рыбников. На счету обоих – множество работ для кинофильмов, которые благодаря их стараниям становились хитами.

За Яну Поплавскую в «Шапочке» пела юная Оля Рождественская. Правда, песенку у колодца Яне удалось отстоять и исполнить самой.

Странно, но фильм не получил ни одной официальной награды. Только 11-летняя Яна Поплавская удостоилась за участие в этой ленте Государственной премии СССР. На которую, по ее словам, родители купили ей дорогущую по тем временам и очень модную дубленку.

О перспективах нашего современного кино зарубежом — читайте в другом нашем материале.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Госпожа Поплавская не получала государственную премию СССР в 11 лет. Эта премия НИКОГДА не вручалась детям!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*