«Нужно по-скандинавски успокоиться, остыть»

В завершении разговора о современной Эстонии главный редактор еженедельника «День за днем» Игорь Кулдмаа объяснил «Новой неделе» как причину нынешнего отношения этой страны к событиям Второй мировой войны, так и пути выхода из сложного российско-эстонского диалога.
 

«В республике, что называется, «все спят под одним одеялом», то есть все про всех всё знают»
 

Все спят
под одним одеялом

– Игорь, для многих постсоветских республик общей является проблема масштабной коррупции – об этом говорили и наши собеседники из Украины, Молдавии, Абхазии.
А как обстоят дела с коррупцией в Эстонии?

– Если верить различным прозрачным деловым индексам, то коррупции в Эстонии фактически нет. По своему личному опыту могу сказать, что та ситуация, которая была в стране пять-десять лет назад, уже не та, что сейчас – дорожный полицейский взятку ни за что не возьмет, а если и всплывают коррупционные скандалы, то они неизменно приурочены к выборам. Допустим, разоблачают чиновника, получавшего в подарок карту на приобретение товара, условно говоря, в 100 евро. Вроде бы смешная цифра, но она очень больно ударяет по политикам: к примеру, несколько таких коррупционеров получили реальный срок – тот же бывший министр сельского хозяйства, бывший лидер партии левого толка «Народный союз».

 

Президент Эстонии
Тоомас Ильвес

С коррупцией в Эстонии не только реально борются – здесь нужно учитывать и наш менталитет. В республике, что называется, «все спят под одним одеялом», то есть все про всех все знают. Даже в Таллинне, где живут 400 тысяч человек, если кто-то кому-то «дал на лапу», шансов уйти от наказания у пойманного на взятке нет никаких.

 

Странная обида

– От общих проблем перейдем непосредственно к российско-эстонским. Не кажется ли вам, что нынешние руководители Эстонии зациклились на исторических обидах, якобы нанесенных СССР во время Второй мировой войны? Отсюда и решения, от которых попахивает национализмом – в частности, это вопросы, касающиеся русского населения и его прав. Получается, что отношения наших стран
в тупике?

– Что касается обид, то даже нынешнему премьеру Ансипу эстонцы не могут простить то, что он в годы комсомольской молодости разгонял демонстрации в поддержку независимо-
сти Эстонии, а президент Ильвес – «американец» (родом из США – С.К.), и от националистических вещей старается дистанцироваться. Чаще всего антироссийские выступления звучат от новоизбранных министра обороны или командующего армией Эстонии – как только их избирают, они тут же заявляют, что главный враг Эстонии – Россия, и это, честно говоря, какая-то шизо-френия.
Что касается налаживания взаимоотношений с Россией, то та же Центристская партия дружит с «Единой Россией», члены партий ездят к друг другу в гости, обмениваются экономическим опытом. Есть ли какие-то исторические обиды? Конечно, у наших националистов есть такая кричалка: «Оккупация – депортация – чемодан – вокзал – Россия!». Но при чем здесь современная Россия, если в 40-е годы на карте был СССР, к тому же в Эстонии до сих пор не могут договориться, а была ли оккупация, потому что по документам тогдашнее эстонское правительство решило добровольно войти в состав СССР. Кстати, больше всего в Эстонии говорят не о 1939-1940 годах, а о 1944 годе – 18 сентября немцы ушли из Таллинна, а советские войска вошли в город несколькими днями позже. За этот промежуток времени один из жителей города водрузил на городской башне «Длинный Герман» – эстонский флаг, и, по мнению некоторых, получалось, что Эстония только-только вновь стала независимой, а ее вновь оккупировали. Это довольно странная обида, потому что в истории нашей страны завоевателем был и Петр I, а крепостное право, между прочим, здесь отменили гораздо раньше, чем в России.

– Может, для решения исторических вопросов нашим странам нужно создать совместную межгосударственную комиссию?

– Такие комиссии были – целых три, но из этого ничего не получилось. Причина в том, что в силу нынешней политической конъюнктуры эти исторические вопросы Эстонии выгодно оставлять нерешенными. А негражданами, отсутствием у них избирательного права удачно оперировать в угоду своей политической выгоде может уже та же Россия – господа Михаил Маргелов и Дмитрий Рогозин делают иногда такие заявления в адрес Эстонии, которые лучше бы не делать.

Это желание выделиться

– Почему все-таки эстон-ские власти не задумываются о том, что уважение к нацистам осложняет ее положение как цивилизованной страны Евросоюза, где нацизм считается преступлением против человечества?

 

– Да, в Эстонии до сих пор проводят митинги в честь ветеранов СС, причем с участием членов парламента. Я не сторонник теории заговоров, но такое ощущение, что все это нужно для того, чтобы придать Эстонии какой-то свой привкус, создать какую-то свою идентичность для отличия страны на мировой карте. По-этому происходящие у нас вещи – это либо желание выделиться, либо оставить рычаги для политической жизни.

Яак Йоала и Тынис Мяги –
певцы, которых многие
эстонцы очень уважают

– Так что же – света в конце тоннеля не видно? Я имею
в виду напряженность в отношениях России и Эстонии?

– В отношении обид он может быть только один – не наносить новых обид! А старые – так или иначе забудутся. Но сейчас в Эстонии нельзя «убивать» русское образование, устанавливая преподавание 60% предметов на эстонском языке – в той же Нарве это невозможно, так как это русский город. Не нужно натравливать языковую инспекцию на русские учреждения с целью проверки знаний учителями эстонского языка, не нужно делать воинственных выпадов в отношении России, потому что русское население автоматически воспринимает эти заявления как недружественный шаг и в свой адрес. Нужно просто по-скандинавски успокоиться, притушить эту риторику, но важно, чтобы совету успокоиться последовал кто-либо и с российской стороны. Только тогда в отношениях двух стран будут перемены
к лучшему.

 

Как поживает
Яак Йоала?

– Интересно, а как поживают эстонские любимцы россиян – певцы Яак Йоала и Тынис Мяги?

– Поживают и тот, и другой хорошо, правда, все чаще их имена всплывают в каких-то скандалах. К примеру, недавно у нас проходил концерт «Песни свободы», но и Яак Йоала, и Тынис Мяги отказались там выступать – организаторы концерта сказали, что певцы не хотят петь о той свободе, которой добилась Эстония. А в целом они люди уже пожилые, активную концертную деятельность не ведут, но значительная часть эстонского населения их очень уважает.

– Не ошибусь, если предположу, что сегодняшние герои Эстонии не из мира культуры, а из мира спорта?

– Бесспорно. Кроме того, и олимпийская чемпионка по лыжам Кристина Шмигун, и футболисты нашей сборной как никто другой послужили на благо интеграции эстонцев и русских – у Кристины папа русский, и значительная часть нашей футбольной сборной, вышедшей в стыковые игры Евро-2012, тоже русские.

– И все-таки, какой вид спорта вселяет на ближайшие годы надежду на спортивные успехи Эстонии?

– Безусловно, лыжи, хотя есть надежды и на успехи в биатлоне. В Эстонии хорошо работала советская система подготовки тех же лыжников, но тренеры того периода уходят, в том числе и Мати Алавер, которого еще недавно прочили в главные тренеры российской сборной. Думаю, в ближайшее время из-за успехов наших футболистов еще большую популярность в Эстонии приобретет и футбол.

– А не обижаются ли эстонцы на анекдоты про их медлительность?

– Они относятся к этому как к данности и иногда даже их цитируют!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*