Тайна подлодки К-19

Счет шел на минуты. После отказа системы охлаждения в подводной лодке К-19 температура в ядерном реакторе стала расти катастрофическими темпами. Создалась угроза атомного взрыва. Поблизости находилась американская военная база. Если бы взрыв не удалось предотвратить, американцы вполне могли принять его за ядерный удар и наверняка ответили бы. Мир стоял на грани ядерной войны!

«Спасибо Голливуду, что благодаря фильму с участием Харрисона Форда пусть и через 29 лет нас признали героями»
Это не реклама, завлекающая посмотреть очередной блокбастер, а сцена из жизни. Правда, Голливуд снял фильм о героизме советских подводников «К-19. Оставляющая вдов» с Харрисоном Фордом в главной роли. Но случилось это спустя 29 лет.19 марта отмечался День моряка-подводника. В связи с этим мы решили рассказать читателям «Недели» о челнинце Александре Ивановиче Запускалове и нижнекамце Александре Васильевиче Шашабрине – непосредственных участниках ликвидации аварии на подводной лодке К-19.

Отбирали,
как космонавтов

– Я был призван на подводный флот в 1959 году, – рассказывает Александр Запускалов. – Девять месяцев осваивал навыки трюмного машиниста в Северодвин-ске, в учебном отряде. Экипаж на К-19 отбирали тщательно, как космонавтов. Из одной тысячи человек прошли всего 139. Брали только с идеальным состоянием здоровья. В те времена обязательным было только семь классов, но на лодку отбирали только со средне-техническим образованием.

– Меня, например, обучили на электрика-инструктора главной энергетической системы, – делится Александр Шашабрин. – Мы помогали рабочим достраивать лодку. В конце года спустили ее на воду в Белом море и начались испытания. Не все шло гладко: помню, в первый раз вышли в море, а лодка не погружается. Выяснилось, что главный балласт не сбалансирован. Вернулись на базу и перетаскали на корабль, наверное, тонн 150 чугунных чушек. В итоге в начале 60-го года ушли в Заполярье, к Кольскому полуострову, где была военная база. Как известно, по приказу
Н. Хрущева тогда началась поставка на Кубу ракетного комплекса. Его возили надводные корабли, а подводные, в том числе и мы, сопровождали.

SOS открытым текстом

4 июля 1961 года. Лодка шла домой по Атлантическому океану, приближалась к нулевому меридиану. От графика немного отставали, поэтому «раскочегарили» оба реактора процентов на 80. В 4 часа 15 минут вдруг отказала система охлаждения ядерного реактора и температура в нем стала расти. Создалась угроза атомного взрыва. Более того, на лодке находилось 16 торпед, три баллистические ракеты с атомными боеголовками.

– Паники никакой не было, – вспоминает А. Шашабрин. – Приняли решение создать аварийную систему охлаждения. Создали группу из восьми добровольцев, которые и пошли в центр аварии. Все они знали, на что решились. Судите сами, ВОЗ разрешает 35 рентген за 75 лет, а, например, я получил 100 за сутки. По сути, это смертельная доза облучения! А ведь меня не было в числе тех, кто пошел в очаг аварии. Правда, от него отделял только один отсек.
– Я как раз принимал тех восьмерых ребят после ликвидации аварии, – заметил А. Запускалов. – Все они были опухшие, отекшие. Возьмешься за них, тут же кожа лопается! В фильме, кстати, этот эпизод отражен почти идентично.

Затем с глубины 120 м всплыли на поверхность. Но у лодки вышла из строя высоковольтная антенна и доложить об аварии не было никакой возможности. До родных берегов около 2 тысяч км. Пришлось открытым текстом передавать SOS. Подошли наши дизельные лодки. Они сообщили на базу об аварии на К-19. А там не поверили. Какая может быть авария на новой лодке? Москва сутки молчала на просьбу командира подводной лодки Николая Затеева разрешить эвакуацию. В конце концов, он начал её на свой страх и риск. Если бы не его мужественное решение, не выжил бы никто.

В фильме, снятом американцами, на помощь К-19 первыми приходят, естественно, американские вертолеты, а советские моряки показывают им голые задницы. На самом деле никаких американцев не было, однако экипаж действительно покидал К-19, в чем мать родила. Даже военные билеты не взяли, все было заражено радиацией.

– Я уходил с К-19 предпоследним, – сказал А. Шашабрин, – поскольку нужно было завершить всю работу по электрооборудованию. Последним лодку покинул командир.

Александру Шашабрину (справа) в госпитале дважды делали
пересадку костного мозга

Про «Хиросиму»
не слышал?

Все восемь добровольцев вскоре погибли от облучения. Их тихо похоронили на Кузьминском кладбище Москвы. На могилах поставили цинковые пирамидки.

– Честно говоря, мы думали, что и нас ожидает такая же участь, – продолжает А. Шашабрин. – На дизельной лодке прошли первую дезактивацию, а прибор все зашкаливал. Пришлось наголо постричь волосы. Затем нас привезли в госпиталь города Полярный, а позднее в Ленинград – в военно-морскую медицинскую академию. Мне, как и другим членам экипажа, дважды делали пересадку костного мозга и пять раз – прямое переливание крови. Донорами были моряки военно-морских училищ. Это нас и спасло.

– После первой стадии лечения дали отпуск в течение 83-х суток. Приехал в родную деревню Красный Яр Чистопольского района. Месяц живу, второй, – вспоминает с улыбкой Александр Запускалов, – люди начали удивляться: «Сашка дезертир что ли?» Но рассказывать-то никому ничего нельзя. Лет через десять двоюродный брат тоже попал на службу в подлодку. Приезжал в отпуск. Устроили небольшой пикник. Он же знает, что я тоже на Севере в подлодке служил. Говорит, ты про «Хиросиму» ничего такого не слышал? Нет, говорю, только краешком уха. Ты что, говорит, это же легенда!

– А моя мама догадалась, что случилось неладное, – говорит Александр Шашабрин. – Когда я тоже приехал в отпуск домой, спросила: «Сынок, что-то ты бледный?» Так я на Северном флоте служу, там солнца мало, отвечаю. До презентации фильма даже жена ничего не знала!

Никто ничего не знал
К-19 оказалась невезучей. Уходя с лодки, моряки сделали так, чтобы она не потеряла плавучесть. Затем её отбуксировали на базу, дезактивировали, вырезали два отсека, где был очаг аварии, заменили реактор на новый. Усовершенствовали, сделали подводный старт ракет. Но через 11 лет, когда К-19 ходила в Атлантику на боевое патрулирование, на лодке случился пожар, погибли 28 человек…
Судьбы наших героев сложились более удачно. Александр Запускалов после армии поступил в КХТИ. В 1974 году, как тысячи других, приехал на «КАМАЗ», устроился в «Камгэсэнергострой» прорабом и так до пенсии здесь и проработал. Александр Шашабрин тоже закончил КХТИ, куда перевелся из Архангельского политехнического института. В Нижнекамске живет с 1967 года. Работал мастером, начальником строительного участка, главным инженером управления, шесть лет занимал должность зампредседателя исполкома по строительству. И никто ничего не знал…

Хороший фильм, но…

Американцы пригласили оставшихся в живых членов экипажа на премьеру своего фильма, которая состоялась в Мариин-ском театре в Питере. Собралось человек 35.

– Спасибо, конечно, Голливуду, что благодаря фильму пусть и через 29 лет нас признали героями, – вздыхает А. Запускалов. – Но хотелось бы, конечно, чтобы его сняли наши. Когда нам показали первый сценарий, написанный канадцами, мы пришли в ужас! Они хотели показать, что экипаж беспробудно пьет, матерится, моряки разглядывают «Плейбой». И это в 1961 году в секретной подводной лодке?! Мы сказали, что подадим в суд, и про этот сценарий забыли. В фильме на 90% показана истина, главное – идея выражена правильно. А Харрисон Форд сыграл нашего командира Затеева, который, к сожалению, не дожил до выхода фильма, просто бесподобно. Они и внешне очень похожи. На премьере мы сидели рядом с сестрой Затеева, которая все приговаривала: «Ой, Коленька!»

– Понятно, что фильм не документальный, а художественный, но все же там есть просто смешные моменты, – добавил А. Шашабрин. – Например, там слышно, что при погружении лодка якобы начинает трещать от большого давления воды. Или взять эпизод, когда с глубины 300 м подлодка набирает ход, якобы таранит и распарывает лед, а затем делает залп ракетами. Такого быть не может, в этом случае К-19 просто раскололась бы вдребезги!

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. Я спасал эту подводную лодку в феврале 1972 года.

    На корабле вице-адмирал Дрозд, мы вышли в поход в октябре. Стояли в средиземном море, потом обратно вышли в Атлантику и направилсь вдоль Африки.

    Говорили, что сначало, как-будто, должны были зайти в Морокко. Но мы в Морокко не зашли, а зашли в Гвинею, то есть в солицу Гвинеи в город Конакри.

    Стояли в Конакри 15 дней, а потом вышли и направились в сторону экватора. Отпразновали пересечение экватроа- праздником нептуна и направились к берегам Бразилии.

    Должны были зайти в Рио-де-жанейро, а потом на Кубу.

    И тут корабль взял курс 0 и на полных парах начал двгатся этим курсом.

    По кораблю пошел слух, что потерпела катастрофу наша подводная лодка. Тогда еще незнали, что это подводная лодка К-19.

    Через третьи сутки дошли до места катастрофы. Когда, мы дошли, шторм был баллоф три, ходил вокруг нашей лодки американский СКР и наша лодка беспомощно болталась на океанских волнах.

    Я сам служил командиром отделения оператороф штурманских раиолокатороф. И в подробностях помню все этапы спасательной работы: как наши ветолетчики взлетали в девятибальную штомовую погоду, зависали над лодкой и оттуда эвакуировали подводников. А работа шла круглосутчно: в шторм, в дождь, в холодную минусовую температуру. Втакую-же, дождливую ночь, похоронили в Атланическом океане: лейтенанта и старшего матроса. Под гимн Советского Союза спустили в океан двух молодых парней.

    Рассказывать можно очень долго и много.

    Но в памяти врезолось особо, рассказ молодого моряка призванного из Казахстана, казаха по национальности.

    Мне в отделение дали его после эвакуации из лодки.

    Пришел он после учебки, и тут же попал на подвдную лодку уходящую в поход, на эту злополучную лодку К-19.

    А про начало пожара он рассказал следующее

    "Вдруг — говорит — треск и начал заливать жидкостью отсек. И начался пожар. Пока до меня дошло что случилось, старшина отсека, хватает меня за шкирку и вытолкивает из отсека. Сами задраились и остались тушить пожар."

    И вот, по истечении 40 лет, с тех времен, я думаю, очем же думал этот старшина 1 статьи, мой равесник, которому оставалось служить столько же, как и мне, пол года.

    Он думал, пусть этот молодой парень остается жить, пусть радуеся жизни или все-таки более прагматично.

    А все таки, хочется думать, что он в эту минуту, подарил жизнь парню.

    Более подробно напишу попзже.

    Всем участнкам принимавшим участие в спасении подводной лодки К-19 в 1972 году и всем моим сослуживцам из большого противолодочного корабля вице-адмирал Дрозд большой привет от моряка Северомоца Маннанова Назипа. Моя электронная почта М243499@mail.ru. Телефон 89274342560 Казань.

    PS. Если будут ошибки, извинити, экран маленький, плохо вижу.

  2. Я БЫЛ В СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЕ БПК "ВИЦЕ-АДМИРАЛ ДРОЗД" КОТОРАЯ БЫЛА ВЫСАЖЕНА НА ЛОДКУ К-19 С ВЕРТОЛЕТА В 9-ТИ БАЛЬНЫЙ ШТОРМ. В СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЕ БЫЛО 12 ЧЕЛОВЕК, НО МАНАННОВА НАЗИПА В ЕЕ СОСТАВЕ НЕ БЫЛО И КАК ОН МОГ СПАСАТЬ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ НАХОДЯСЬ НА КОРАБЛЕ???

    • Уважаемый Виктор Митрофанович,в комментарии Назип Мананнов говорит,что был командиром отделения радиолокаторов. И нигде не сказал,что был в составе СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ. А его слова «я спасал эту ПЛ в феврале 1972г.» надо понимать,что он был одним из членов экипажа корабля «Дрозд»,который спасал ПЛ К-19. Ну а 12-ти морякам из спасательной команды особое спасибо! Честь и Слава!

  3. В дополнение к моему предыдущему комментарию могу сказать,что я строила эту лодку с закладки и до сдачи. Правда всего лишь в качестве разнорабочей,т.к.в то время иногородних девушек принимали только на работы,на которые мало было желающих из местных.И это не смотря на мой «Аттестат зрелости» об окончании 10 кл. (позднее приобрела специальность,окончила институт.)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*