Николай Зятьков: «Газета ещё поживёт…»

13 января в России отмечался День печати.
В последние годы бумажные газеты все чаще слышат невеселые прогнозы о своем будущем, отдаленно напоминающие слова героя кинофильма «Москва слезам не верит»: скоро не будет ни газет, ни книг, ни театров, а будет одна сплошная… Всемирная паутина.
 

О том, сбудется ли столь пессимистичный прогноз и в чем секрет многолетнего успеха известного российского печатного издания, в эксклюзивном интервью журналисту «Недели» рассказал главный редактор газеты «Аргументы и Факты» Николай Зятьков.

Сверните экранв трубочку!

– Николай Иванович, так сколько еще лет, по-вашему, продержится так называемый «бумажный носитель» информации? Двадцать или тридцать?

 

– Делать прогнозы – это как гадать на кофейной гуще. Никто не знает, каким образом будут складываться отношения читателей с бумажной газетой. В любом случае, еще долго среди нас будут любители печатных газет, как и любители книг.

Могут меняться носители: бумажные на электронные. Но, стоит заметить, что сегодня ведутся работы по созданию экранов, которые можно будет сворачивать в трубочку, складывать в сумочку. Это та же самая газета, но только электронная.

 

– В погоне за информацией Интернет-издания работают в сумасшедшем ритме. Вам не кажется, что при этом публицистика да и аналитика уходят на второй план?

– Нишу публицистики в Интернете заняли блогеры. Конечно, это не газетная публицистика, где каждое слово выверено автором и отточено редактором. В газете говорит колумнист, но за ним стоит редактор, поэтому автор находится в некоем коридоре – этическом, политическом.

Сегодня многие с удоволь-ствием читают полюбившихся блогеров, которые выражают свое мнение. Это даже и хорошо, что оно непричесанное! Кто-то считает, что подобной информации стало слишком много и она уж очень индивидуальна. Я думаю, что сегодня после обилия сухой информации идет возврат к эмоциональной журналистике именно в Интернете. Жизнь настолько рационализирована, что от журналиста хочется, прежде всего, живой эмоции и индивидуальности.

«Успеху мешает эго»

– Тираж «Аргументов и Фактов» почти три миллиона экземпляров. Поделитесь, в чем секрет вашего успеха?

– Мы раньше скрывали формулу своего успеха, но в последнее время поняли, что можно смело поделиться этой информацией, так как все равно никто это не сможет повторить. Секрет прост: нам помогает живая связь с читателем. Это подтверждают и законы бизнеса, ведь знание своего потребителя приносит прибыль. Мы тоже создаем такой товар, в котором нуждаются. Издание проводит большую аналитическую работу, которая помогает ответить на вопрос: что читателю нужно именно сегодня?

Второе условие успеха – интерактивность. Мы, например, заказывали исследование одной известной мировой компании, и зарубежные эксперты заявили, что «АиФ» – это бумажный Интернет. Дело в том, что мы давно открыли для себя рубрику, в которой специалисты отвечают на вопросы читателей. Сегодня это очень востребовано. Недавно я обнаружил, что телевизионный канал «Euronews» начал принимать вопросы жителей разных стран Европы, которым так же отвечают специалисты. «Euronews» только сейчас дошел до того, что мы делаем уже много лет.

– Почему вы уверены, что этот секрет успеха никто не сможет повторить?

– Потому что у других изданий существует определенный журналистский снобизм, что-то вроде «писатель пописывает, читатель почитывает». Многие хотят на страницах газет представить свое эго, а читатель для таких журналистов вторичен, он нужен для того, чтобы «проглатывать» все сказанное.

– Сколько человек трудится над одним номером «АиФа»?

– Только в центральной редакции работает около 60 журналистов. Плюс рекламная, региональная службы. Более 60 наших газет выходят в регионах и за рубежом. Если посчитать всех сотрудников, то получится около полутора тысяч человек.

Когда поступать
на журфак?

– Можно ли научиться журналистике или склонность к этой профессии и умение писать должны быть в человеке изначально?

– Я сам по первому образованию инженер-строитель, позже закончил журфак МГУ, но в те годы я уже работал и сознательно пошел в профильный вуз. После школы поступать на журфак, думаю, нет смысла. Научить писать невозможно, и если есть талант, то его можно развить. Кроме того, журналист должен быть пытливым, объективным, иметь желание докопаться до истины.

– Как вы отнеслись к происходящему в издательском доме «Коммерсантъ» (имеется в виду череда увольнений в руководстве издания из-за «неполиткорректной» первой полосы в журнале «Коммерсантъ-Власть» – прим. ред.)? Сопереживаете коллегам?

– Конечно. Я поддержал журналистов и как член общественной палаты РФ, хотя, не в укор будет сказано, некоторые коллеги прохладно к этому отнеслись. Журналисты «Коммерсанта» допустили некоторые этические недочеты, но они не стоили того, чтобы увольнять редактора, так как человек имеет право на ошибку и у него для этого были определенные резоны. Думаю, это было сделано в назидание всем остальным СМИ и главным редакторам в период обострения политической ситуации. Хотели превентивно уволить одного-двух, чтобы остальные прикусили языки. Хотя даже премьер-министр Путин с юмором прокомментировал публикацию и, думаю, не лукавил.

 

«ПОЖИЗНЕННОЕ ДЛЯ ПЕДОФИЛОВ!»
– Ваше издание проводит не только благотворительные акции, спасая жизни тяжело больным детям, но и добивается результатов по конкретным проблемам, нередко приводя в действие формулу советских времен: «газета выступила – что сделано».
– У нас было много самых разных кампаний. Например, по борьбе с казино. Успехи в этом вопросе достигнуты благодаря отдельным политикам и нам. Еще была очень интересная акция по защите отечественного производителя, сейчас идет кампания «Дороги России», в которой журналисты разоблачают ужасное состояние дорог.
Конечно, особняком стоит «Дело №1» – одна из самых больных тем нашего общества. Мы требуем ужесточения наказания для педофилов. Поражает предел цинизма и распущенности не только этих отморозков и мерзавцев, но и всей политической системы, которая смотрит на все происходящее и как будто не замечает. Этих людей нередко выпускали из мест заключения досрочно. Сейчас мы частично удовлетворены, так как ряд ужесточений все-таки был введен. Как говорила бывший вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска, в парламенте существовало определенное педофильское лобби. Это было в прошлом составе Думы – посмотрим, будет ли оно в новом составе. Не будут ли народные избранники тормозить принятие новых законов по ужесточению наказания – например, пожизненной изоляции педофилов от общества или кастрации.
Можно сказать, что мы исповедуем политику конкретных дел. Помимо освещения текущих тем, выбираем несколько проблем и всеми силами стараемся добиться какого-то результата по их решению.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*