«Новая неделя» продолжает серию бесед с людьми из мира телевидения о развитии тех или иных жанров на современном российском ТВ. Закрытие программ «Пятого канала» «Суд времени», «Программа передач», «Картина маслом» подтолкнуло нас обсудить такое явление, как дискуссионные программы. Собеседник «Недели» – профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, член Академии Российского телевидения Валерий Цвик. | ||||||
Есть ли жизнь – Валерий Леонидович, оцените, пожалуйста, общее состояние дискуссионных телепрограмм ведущих каналов страны. |
||||||
|
||||||
Чаще всего дискуссионное телевидение развивается в периоды общественных катаклизмов – сломов, подъемов, но не во времена стагнации и застоя. Его расцвет начинался с программы «Взгляд», когда четверо «мальчиков» обсуждали на студийной кухне самые животрепещущие проблемы, о которых советские люди пока могли говорить уже только на настоящих кухнях…
Перекидывая мостик из того дня в сегодняшний, не кажется ли вам, что одна из странных, но в то же время дискуссионных программ нынешнего ТВ «Прожекторперисхилтон» напоминает чем-то тот далекий «Взгляд»? Просто нынешние «мальчики» уже ерничают и хохмят по поводу животрепещущих проблем, обсуждаемых сегодня также на кухнях! Вряд ли какая-либо из современных программ может сравниться с «Итогами» Евгения Киселева, со «Свободой слова» Савика Шустера, которые действительно задевали за живое каждого из нас. Может быть, стоит отметить только Владимира Соловьева с его «К барьеру», а теперь и «Поединком» – в этой программе много шума, но, тем не менее, там идет дискуссия. Правда, когда тот же Соловьев или позднее Андрей Макаров в своем ток-шоу «Справедливость» достигали определенной остроты, их могли быстро закрыть. Поэтому самой дискуссионной программой на нашем ТВ можно назвать только «Пусть говорят» Андрея Малахова. Можно как угодно относиться к этой программе, обвинять в мелкотемье, в том, что она задевает нравственные и этические нормы, но там обсуждают ВСЁ – а значит, перед нами откровенная дискуссия. У нее высокий рейтинг, а значит, наше дискуссионное телевидение востребовано зрителем. Классическим же дискуссионным ток-шоу остается «Культурная революция» Михаила Швыдкого на канале «Культура» – это образец интеллигентности. Я очень рад, что на этом же канале возрождена программа «Пресс-клуб» – пусть уже не политическая, а социокультурная. Наиболее интересными в ней могли бы быть дискуссии на социально-политические темы. Но этих тем на нашем ТВ мало, потому что оно находится под жестким контролем власти… Не хочется делать пугающих прогнозов, но, не освещая острые, волнующие проблемы, мы в скором времени можем вернуться к дискуссиям про жизнь на Марсе… |
||||||
Драматургия дискуссионного зрелища неизбежно делает его привлекательным
|
||||||
Зритель присутствует лишь – Будь иначе, какое влияние оказало бы дискуссионное телевидение на зрителя? – Телевидение – это жертва общества, которому оно служит. Когда был большой спрос на дискуссионные программы, их было много. Упавший на них спрос – следствие того, что власти заключили со своим населением общественный договор: государство вам дает определенные материальные блага, а вы, граждане, прекращаете разговоры о свободе и правах человека. Большая часть аудитории, удовлетворенная тем, что жизненный уровень стал действительно вполне приличным, предпочитает не ходить на митинги оппозиции, и если не считать митинга фанатов на Манежной 11 декабря, в обществе царит успокоение, и особенно дискутировать ему не хочется. Социологи, говоря о прямом влиянии телеэкрана на человека, сильно преувеличивают: думаю, если человек увидит на экране сцены насилия, это не означает, что он будет делать то же самое. Я придерживаюсь здесь серединной точки зрения: недооценивать воспитательные функции ТВ неразумно, но переоценивать – глупо. Если бы сейчас программы времен перестройки появились на современном ТВ, их смотрело бы только старшее поколение, а мои студенты переключились бы на СТС или ДТВ. К тому же многоканальное телевидение значительно увеличивает наши просмотровые возможности. – То количество дискуссионных программ, что сейчас имеется на ТВ, оптимально для зрителя? – Аудитория-то ТВ все равно разная, ее сегменты – это представители разных социальных слоев, с разными доходами и убеждениями, но каждый имеет право на получение своей информации. И полагать, что канал может удовлетворить потребности всей Сейчас рейтинговыми являются абсолютно другие программы. На НТВ, например, криминальная тематика. Эрнст тоже правильно считает, что смотреть люди будут красивые, развлекательные шоу, поэтому у него дискуссионные программы «загоняются» на глубокую полночь. Конечно, руководители каналов понимают, что без дискуссий на ТВ нельзя, но ведь публику не заставишь под пистолетом смотреть ту программу, которую сам считаешь важной! Да, воспитывать публику надо, и прежде всего – дискуссиями, но как это сделать, если мы живем в условиях, когда телевидению нужно делать продукт, который продается и покупается?.. Увы, зритель, который вообще должен быть главным звеном в выборе программ, тем и ведущих, а также активным участником дискуссионных программ, присутствует сегодня только в рейтингах. У нас нет гражданского общества, и это проявляется как в программной политике каналов, так и в распространении дискуссионного телевидения. |
||||||
|
||||||
|