Константин Эрнст: первый на Первом?

«Новая неделя» оценила работу Константина Эрнста с заведующим кафедрой кинотележурналистики факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, профессором Виталием Потёмкиным.
 

«Если бы Эрнст был хозяином канала,
он был бы свободным»
 

Креативный чиновник

– Виталий Иванович, знаете ли вы лично Константина Эрнста? Каков он, на ваш взгляд, как руководитель главного канала России?

– Мы с Эрнстом знакомы, поскольку в 90-е были коллегами: я на канале «Петербург», а он на Первом вели программы о кино. Моя называлась «Дом кино», а его – «Матадор». Меня лично интересовало авторское кино, а Константин Эрнст, хотя и не был чужд этого направления, больше интересовался киномейнстримом. У меня был зрелый и демократичный зритель, у Эрнста – более молодой. Константин Львович делал свою передачу очень изысканно. Я старался учиться у него требовательности к программе и выбору героев (причём не только значимых фигур кино, но и просто ярких личностей). Учился строить разговор так, чтобы он был интересен массовому зрителю, ведь телевидение адресовано, в первую очередь, массам. Учился тому достоинству, с которым он делал свой продукт.

В мае 1999 года, во время Каннского фестиваля, мне поведали, что влиятельными людьми – в том числе и Березовским, управлявшим тогда каналом ОРТ, – было решено, что Эрнст станет генеральным директором канала. Всегда жалко, когда яркий и талантливый телевизионный человек уходит в чиновники, ведь многие из тех, кто уже сделал это, вынуждены были поставить крест на своей творческой карьере. Но Константин Львович – всё-таки человек креативный, и стал он не обыденным, а креативным чиновником. А это большая редкость! Эрнст очень оригинален, образован, знает западную культуру, в том числе и телепространство, он умеет взять чужие бренды и адаптировать их для нашей публики. Благодаря именно этим качествам Эрнста Первый в соревновании с другими каналами всегда побеждал.

 

«Жди меня» – очень значимый
и даже пока недооценённый проект

Потом Эрнст стал кинопродюсером, но к этой его ипостаси я отношусь с иронией: хотя у него много идей, нельзя быть продюсером 20 фильмов в год. Да, он собрал хорошую продюсерскую команду, но плохо то, что он её возглавил. Тем не менее, следует отдать ему должное за «Школу»: сериал, может, и не был высокохудожественным, но Эрнст смог просчитать его рейтинг, степень влияния на аудиторию. Вообще я благодарен ему за две программы – «Жди меня» как очень значимый и даже пока недооценённый проект и «Закрытый показ», где видно стремление канала воспитывать зрителя.
Кроме того, Эрнст обладает харизмой. Поэтому несмотря на услужение власти, авторитет Эрнста не снижается.

 

– Как-то бывший шеф Гостелерадио СССР Леонид Кравченко в интервью нашей газете посетовал на то, что «Первый канал» предлагает зрителю крайне мало интересных и оригинальных программ. Вы согласны?

– Все общероссийские каналы, кроме НТВ и ТНТ, консервативны. Первый – это государственный канал, а всякое новаторство его ломает. Любую новую вещь надо вводить медленно. Ни в коем случае нельзя с сентября, когда обычно начинается телесезон, проводить «революцию».

Эрнст – сторонник эволюции. Он «коллекционирует» талантливых ведущих и делает ставку на все поколения: знает, что канал смотрит в основном старшее, но понимает, что на телевидении нужно растить и молодежь – отсюда Ургант и другие молодые «звёзды».

Первый не может быть авангардным

– Принято считать Эрнста приверженцем высокотехнологичного и развлекательного телевидения. Вы согласны?

– Сегодня победит то телевидение, которое будет технологично как с технической точки зрения, так и с художественной. Но Первый как главный канал не может быть авангардным – он должен быть устойчиво консервативным, и в этом его спасение. Консервативность отвлекает от революционных вещей.

– Но даже в консервативном формате невозможно нормально принимать откровенно слабые программы типа «Федерального судьи» или «Понять. Простить». Отчасти это относится и к ток-шоу «Пусть говорят»…

– Согласен: многие передачи там не отличаются друг от друга. Я очень сожалею, что Первый канал расстался с Лолитой Милявской, чьё ток-шоу было полной противоположностью «Пусть говорят». Канал, на мой взгляд, понёс большой урон, а программа Малахова стала ещё больше снижать этический и эстетический уровень зрителей. Но таковы законы массовой культуры.

Несомненно, Первый должен идти больше в глубокую журналистику, в настоящую жизнь, и если бы программ наподобие «Жди меня» было больше, пользы было бы очень много. Конечно, всё это Эрнст прекрасно знает, но знает он и то, что эти программы дают рейтинги, деньги, скандальность, а скандалы – это, увы, сегодня главное для потребителя.

На телевидении
тоже есть кукловоды

– Получается, телевидение Эрнста – это телевидение для потребителя, а не для гражданина?

– Есть такой термин – «телепродукт». Это своеобразный «Макдональдс» – туда очереди стоят. А рядом рестораны с итальянской, греческой кухней, но народ туда практически не идет, потому что дорого. Но еще почему? А потому что существует обман: во всём мире «Макдональдс» едят, значит, и мы будем есть, потому что это модно.

Нынешнее время – это время становления российского ТВ, и обвинять во всех грехах Эрнста не стоит – он это понимает. Он мог бы делать другое телевидение, но пока делает то, которое нужно наверху: он гендиректор канала, а не владелец. Если бы Эрнст был его хозяином, он был бы свободным.

– По-вашему, в построении общественно-политического содержания канала Эрнст несамостоятелен?

– Это всегда тайна за семью печатями, хотя мы знаем, что Владимир Познер жаловался, будто для него есть какие-то запрещенные темы и герои на Первом канале. Да, у меня нет оснований любить Волочкову: она мне мало интересна и как балерина, и как человек. Но есть одно но. Ну влезла она в «Единую Россию», теперь с ней разругалась, и она громко решила выйти из партии. Малахов сделал про неё программу, которая вышла на Дальний Восток и в Сибирь, но не пошла в Центральную Россию – её сняли! Мало того, и на НТВ программу с участием Волочковой отменили! На телевидении тоже есть кукловоды. Что уж тут говорить о самостоятельности Эрнста: он же наёмный работник!

Песни перепели,
а заводов
не построили!

– Виталий Иванович, что же дал хорошего и не очень нашему зрителю Константин Эрнст за годы управления Первым каналом?

– Политика Первого канала строится на балансе советского (программы «Достояние республики», «Какие наши годы» – С.К.) и нового, ведь очень много советского разрушили в 90-х и тем самым настроили против себя старшее поколение. Однако получается такая картина: «Старые песни о главном» уже перепели, а заводов новых не построили, и, в отличие от советского времени, вокруг дорогая медицина и услуги ЖКХ.

В то же время канал показывает отдающие заказухой фильмы «Адмирал» Кравчука и «1612» Хотиненко. Раньше Колчак был плохим, а теперь мы сделаем его идеальным! Или показывают поляков как главных захватчиков России в 1612 году, хотя известно, что именно русские князья приглашали на трон польского королевича Владислава, так как между собой переругались.

Я уже говорил о «Жди меня» как показателе человечной, художественной и честной программы. Кроме того, на «Первом» Эрнст построил хороший ночной кинопоказ зарубежного кино, были созданы хорошие новогодние программы. С точки зрения промоушна канала, участия звёзд, технологий, картинки – здорово был сделан проект «Последний герой». Но с позиций этики он вызывал сожаление…

По поводу ледовых шоу хочу сказать: на Первом забыли о том, что на Западе шоу «Звёзды на льду» являются благотворительными, и средства от рекламы и продажи билетов на них идут в помощь больным детям. У нас же деньги идут на обогащение канала.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*