В прошлом номере «Новая неделя» предложила вниманию читателей воспоминания народного артиста СССР Олега Басилашвили о Борисе Ельцине. Кроме того, в ходе интервью он поделился с нашим корреспондентом Сергеем Кочневым своим видением общественно-политической жизни страны, Москвы и Санкт-Петербурга и, конечно же, творческими планами. | ||||||
«В 90-е годы каждый человек должен был помочь своей стране, ибо она просто погибала»
|
||||||
На Жукова – Олег Валерьянович, интересно узнать, сегодня вы как-то участвуете в общественно-политической жизни? – Нет, потому что полагаю, что я в первую очередь актер. В 90-е годы каждый человек должен был помочь своей стране, ибо она просто погибала. У меня тогда были такие возможности, потому я и пошел в политику, и, кстати, не я один. Наши голоса были услышаны россиянами, мы сделали очень многое, но сегодня российское государство развивается по своим историческим законам: влево-вправо, вперед-назад и так далее. Кстати, в 90-е, после первых реформ Ельцина и Гайдара – либерализации цен и приватизации – должны были провести реформу милиции и других правоохранительных органов: ФСБ, прокуратуры и суда – именно того, чего сейчас не хватает России. Сегодня мы не защищены ни от разбоев, ни от бандитизма, ни от беззакония, и если бы эти реформы провели в 90-е, население было бы в безопасности. А пока без них мы летим в пропасть, и дай бог, нашелся бы человек с парашютом, чтобы мы не разбились… – Значит, главное в вашей сегодняшней жизни – театр и кино? – Да, но только театр. А в кино я не снимаюсь, потому что за последнее время мне предложили только один интересный сценарий – это фильм о Жукове, где я должен был играть Сталина. Сценарий был очень глубокий, но в последний момент выяснилось, что на фильм денег не дают. После этого мне предложили сценарий уже восьмисерийной картины под названием «Сталин», но, прочитав его, я понял, что о Сталине грубым и примитивным языком говорить нельзя, потому что это был выдающийся политический деятель, с гигантским умом, коварный, жестокий, бесчеловечный, и только такая подача Сталина привлекает мое внимание. Именно через эти характеристики можно понять, почему сын сапожника и человек, недоучившийся в духовной семинарии, мог подчинить себе половину земного шара. Но в сценарии, который предложил режиссер Бортко, этих корней нет, а есть исключительно жестокий человек, который выпивает, к примеру, в бане с истопником. Но так в наше время говорить о Сталине несерьезно и кощунственно. – А Бориса Ельцина готовы сыграть? Помнится, в интервью одной из центральных газет более 15 лет назад вы очень хотели это сделать в кино. Может, такая роль положит конец крайне полярным мнениям об этом человеке? – Если в сценарии будет прописан Ельцин как человек, то да. А если будет описана схема, воспевающая «лихие 90-е», с бандитами и грабежами, то нет, просто потому, что кличку «лихие 90-е» могут давать люди, не любящие свой народ. Вкуса у Лужкова было маловато… – Хотя много лет зрители воспринимают вас как жителя Петербурга, ваша родина – это Москва. В прошлом году там сменилась власть, и недавно пресса подводила итоги первых 100 дней правления нового мэра. Справится ли Сергей Собянин с непростым наслед-ством Юрия Лужкова? – Я желаю Собянину всяческих благ, успехов и удачи: лично я его не знаю, но надеюсь, что у него все будет хорошо. Я знаю одно: прежний мэр Юрий Лужков сделал для Москвы чрезвычайно много, особенно если сравнивать нынешний сверкающий и красивый город с Москвой начала 90-х, когда, глядя на ее ужасные улицы и пустые прилавки, было ощущение конца жизни. Но то, что он допускал в своем руководстве нарушения закона, конечно, безобразие. Надеюсь, новый мэр продолжит многие социальные традиции Лужкова, исключив, конечно, традицию нарушения закона. – Вы назвали столицу красивым городом, но многие упрекают Лужкова за то, что истинно московскую архитектурную красоту он разрушил. Вам как коренному москвичу горестно на всё это смотреть? – Москва начала разрушаться еще в 30-е годы, поэтому что уж тут поделаешь… Конечно, и стиль Лужкова ее испортил: и обликом Петра, и видом Манежной площади, и многим другим! Но опять же – он хотел неким детским желанием украсить Москву. Остается только сожалеть о том, что вкуса при этом у Юрия Михайловича было маловато. |
||||||
|
||||||