Какой же японец не знает Чайковского?!

«Ах, какая чудесная музыка!», «Великолепно!» – такими впечатлениями делились зрители, побывавшие на концерте в Органном зале Набережных Челнов Национального академического оркестра народных инструментов имени Осипова. Маэстро Владимир Андропов, художественный руководитель и дирижер легендарного оркестра, в эксклюзивном интервью «Неделе» откровенно рассказал о том, как он относится к современной музыке и почему своей карьерой дирижера обязан спорту.
 

Достаточно весь оркестр заразить музыкальной идеей. Если получится, самое трудное – позади
 

Оркестр это не сборная
по футболу

– Владимир Павлович, сложно ли попасть в ваш прославленный оркестр?

– Требования невысокие – нужно просто быть лучшим в своем деле музыкантом (Смеется). Поэтому в нашем коллективе (скажу без ложной скромности, совершенно объективно) – исключительно высочайшие мастера своего дела. И все для того, чтобы зритель получил удовольствие от качественной музыки. Если честно, у нас в стране трудно найти хорошего музыканта, потому что для того чтобы им стать, нужно упорно трудиться. Сложность заключается еще и в том, чтобы разумно соединить всех оркестрантов друг с другом, ведь оркестр это не футбольная команда. В нашем деле все намного сложнее и тоньше. В Набережные Челны мы приехали неполным составом. Вообще, в оркестре 75 музыкантов, а выступят только 65.

– Наверно, это адски трудно – справляться с таким количеством творческих людей? Ведь к каждому оркестранту нужно найти индивидуальный подход.

– На самом деле, все гораздо проще, чем кажется. Достаточно весь оркестр заразить музыкальной идеей. Если получится, самое трудное – позади.

– На концертах вы практически всегда стоите к публике спиной. Интересно, как вам при этом удается контактировать со зрителем?

– Объяснить это просто невозможно. Спиной я могу чувствовать, какую реакцию у публики вызывает то или иное произведение. Ведь бывают же глаза на затылке, а у меня – уши на спине (Смеется). Если серьезно, это приходит с опытом.

«Киркоровы скачут
по всем каналам»

– В Органном зале вы уже представили детский концерт «Музыка русских сказок» (интервью с Владимиром Андроповым состоялось в промежутке между дневным и вечерним концертами). Понравились ли вам маленькие зрители?

 

– Очень. Кстати, я не ожидал, что публика стоя будет аплодировать на детском концерте. Мы не планировали играть на «бис», но окрыленные таким приемом сделали исключение и сыграли произведение «Коробейники» из вечернего концерта. Дело в том, что на детских концертах мы готовим себе будущих слушателей. Они постепенно будут приобщаться к музыке и, став взрослыми, поймут и более сложные музыкальные произведения. Попса, которая крутится по всем каналам, уже надоела. После этого зомбирования на наших концертах молодой зритель сидит и недоумевает.

– Раз уж вы сами завели разговор о попсе, не могу не спросить: как вы относитесь к современной музыкальной культуре?

– Я обожаю джаз. А что касается популярной музыки, если на протяжении 15 минут звучит один и тот же мотив, а слова песни такие: «Ты пришла, а я ушел…», становится противно. Насаждение третьесортной музыки по телевидению ужасно. Я не могу смотреть новогодние программы – тут же выключаю телевизор. Одни и те же Киркоровы скачут по всем каналам. Так попса заколачивает деньги. Но ведь, если черную икру есть целыми днями, скоро захочется черного хлеба.

Для меня существуют певцы, которые умеют петь, и те, которые таким талантом не обладают. Мне, например, очень нравятся исполнители, которые поют без фонограммы, – Сергей Пенкин, Александр Серов и другие.

– В таком случае, посоветуйте, как неискушенному зрителю отличить хорошую музыку от плохой?

– Это ведь дело вкуса. К примеру, мои музыкальные предпочтения – качественная музыка, кем бы она ни была написана, кто бы ее ни исполнял. Я занимаюсь этим всю жизнь и имею право так сказать. Думаю, что главное в музыкальной культуре – найти хорошую тему. Вот, к примеру, у Чайковского были потрясающие темы. Кстати, вы знаете, что в Японии его считают на 100% своим композитором?! Петр Ильич в Стране восходящего солнца необычайно популярен, там он – национальный композитор. Можно даже сказать, что он везде свой.

Спортсмен и дирижёр

– Владимир Павлович, а кого из дирижеров вы считаете своими коллегами?

– Все хорошие дирижеры – мои коллеги. Если это действительно дирижеры, а не просто махальщики. Я оцениваю их уровень профессионализма по тому, бегут ли мурашки по коже у меня как зрителя.

– Как вы относитесь к различного рода манипуляциям за дирижерским пультом?

– Есть люди, которым это нравится, ведь элементы шоу оживляют концерт. Небольшое отступление от программы, нестандартное поведение музыкантов. Я постоянно ищу эти элементы, но чтобы при этом выступление было красивым, гармоничным и непошлым. Здесь важно и то, как к этому относится сам оркестр.

Вы знаете, раньше я профессионально занимался спортом, и он многое мне дал для работы дирижером. Я четко вижу границы, за которые выходить нельзя. Плюс хорошая физическая форма: твердость руки, устойчивость и выносливость.

– Я обратила внимание на концерте «Музыка русских сказок», что вы достаточно сдержаны и точны в движениях, не позволяете себе лишних взмахов дирижерской палочкой.

– Это ведь было днем, а к вечернему выступлению я разбуянюсь. (Смеется). Если мы зажжем публику, вам мало не покажется!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*