«Татарская изба» ждёт челнинцев в гости

Уважаемые читатели, мы решили познакомить вас с необычными музеями Закамского региона и частными коллекциями простых жителей республики. Итак, добро пожаловать в Набережные Челны, в музей «Татарская изба» (он работает при Доме детского творчества №15 в пос. ГЭС). В культпоход мы идем вместе с руководителем музея Сираей Валеевой.
 

1. Всё – своими руками!

 

– Сирая Раисовна, для начала хотелось бы узнать историю создания вашего музея.

 

– С принятием Закона о государственных языках в Татарстане возрос интерес к национальной культуре, и в Доме детского творчества №15 возникла идея создать музей «Татарская изба». В 1995 году здесь открылся отдел национальной культуры. Одной из первых работать сюда пришла бывшая заведующая детским садом Ляля Мустафина. Именно у нее появилась идея собрать по друзьям-знакомым, бабушкам-дедушкам старые вещи с национальным колоритом и объединить их в одном специализированном музее. Чтобы донести до молодежи дух того времени, чтобы наши дети и внуки не забывали исконную татарскую культуру быта.

 

Лилия Сарваровна создала несколько композиций из экспонатов, которые нашла у себя дома и у знакомых: тапочки, рубашки, вышивки. Но для полноценного, постоянно действующего музея этого явно было недостаточно. В ДДТ начали приходить новые, молодые педагоги. Место начальника отдела заняла Рушания Романова, которая когда-то воспитывалась именно в этом Доме пионеров. Тогда, в 1998-м, устроилась на работу и я. К этому времени собралось уже немалое количество экспонатов для создания музея. И в октябре несколько педагогов предложили эту идею директору ДДТ №15 Галине Грачевой. Галина Ивановна подхватила эту инициативу, выделила просторное помещение. Этот день в принципе и можно считать днем рождения музея «Татарская изба».

– В любом деле начинать с нуля достаточно сложно. Экспонаты экспонатами, но ведь нужно создать и определенный антураж, а не просто вещи по полкам разложить…

– Совершенно верно. Вот и мы стали думать о том, как привести помещение в такой вид, чтобы оно соответствовало своему названию, чтобы там «поселился дух» татарской избы, чтобы все экспонаты более-менее сочетались друг с другом.

Для начала педагоги из объединения прикладного искусства расписали стены в духе бревенчатого сруба старой избы. Но какая изба без печки?! Соорудить ее взялся молодой преподаватель Ришат Гарифуллин. Строить печь из натуральных материалов, конечно, было бы дорого. Да никто и не разрешил бы сооружать громоздкую конструкцию на третьем этаже ветхого здания! Мы с Ришатом нашли более простой выход – купили на Комсомольском рынке несколько листов крагиса и притащили их в ДДТ. В строительстве печки Ришату помогал мой муж. Они вдвоем вечерами, после работы, пилили, строгали, приколачивали… А выпускница художественно-графического факультета НГПИ Алсу Мухамадьярова показывала им, как сделать то-то и то-то, где и что каким цветом покрасить.

К тому времени у нас по-явились старые сундуки, и мы задумали сделать в избе так называемую спальную часть. Даже нашли где-то детскую колыбель для полной завершенности экспозиции.

 

 

2. Пачка чая за медный тазик

– Такие вещи, как, например, ту же колыбель, в современном городе найти весьма проблематично. Да и у родственников в деревнях подобными сокровищами разжиться трудно. Как вы выходили из положения, как добывали экспонаты?

– Каждое лето, а также перед каникулами мы своим педагогам и воспитанникам объявляем: «Если поедете куда-то в сельскую местность, пожалуйста, привозите все, касающееся нашей темы. Может, на свалке что увидите; может, у кого-то во дворе валяется пара ненужных вещей…». И, знаете, находят, привозят, с удовольствием отдают в музей. Правда, кроме благодарности, мы их ничем поощрить не можем, деньги на это не выделяют.

Сразу оговорюсь: далеко не всегда деревенские жители идут нам навстречу. Ведь в некоторых райцентрах и крупных поселках тоже есть подобные музеи, и старикам приятнее видеть подаренную ими вещицу в своем музее
(да еще с собственной фамилией на пояснительной табличке!), чем знать, что она перекочевала в город.

– В таком случае предлагаете ли вы сельчанам некий магарыч за экспонаты?

– Что касается наличных денег – никогда! Таков наш принцип. Сами сельчане иногда просят подкинуть тысчонку-другую, особенно за самовары, которые в последнее время опять входят в моду и пользуются огромным спросом как в деревнях, так и в крупных городах…

К примеру, вот этот тазик (чан) – медный, поэтому дорогой. Если бы хозяин сдал его в пункт приема цветмета, то выручил бы приличную сумму. Потому и соглашался отдать в музей только за наличку. Договорились полюбовно, не прибегая к купюрам.

Отправляясь к бабушкам-дедушкам, мы берем с собой гостинцы: конфеты, чай, платки, что-нибудь из бижутерии… Пожилые люди охотнее идут навстречу; они понимают, что вещь после их смерти может пропасть. А так она будет храниться в музее, на нее придут посмотреть внуки, правнуки. Протянется некий мостик между поколениями…

 

Инсценировки и театрализованные представления с использованием экспонатов музея вызывают неизменный интерес
 

3. Двести лет тому назад…

– А какими экспонатами вы особенно дорожите?

– Бочонок для медовухи привезла от родственников из Башкирии Рушания Романова. Кстати, ее мама – из башкирской деревни Такермес. Именно оттуда у нас один из самых старых экспонатов, жилпуч – большой продолговатый деревянный таз, пригодный и для хранения муки, и для стирки. Вы не поверите, но ему около 200 лет! Инструментом, который лежит рядом, сам жилпуч и создавался: мастера постепенно выдалбливали его из цельного куска дерева. К этому промыслу допускались только мастера особой квалификации, уже набившие руку в этом деле. Снабдив свое большое семейство, раскиданное по нескольким избам, они начинали изготавливать эти многофункциональные изделия на продажу на ярмарках. Тем, в принципе, и жили.

– У вас это просто статичные экспонаты?

– Отнюдь! И бочонок для меда, и жилпуч, да и много остальных вещей, в том числе и костюмы, мы используем на сцене на различных городских национальных мероприятиях, типа «Моя родина – Татарстан». Инсценировки и театрализованные представления с использованием наших экспонатов вызывают неизменный интерес.

 

4. Экспонаты можно трогать!

– Предполагается ли расширение «Татарской избы»?

 

– Помещение, в котором мы находимся, особого расширения музея не предполагает. Но одна мечта у меня есть – приобрести ткацкий станок. У моей бабушки когда-то был такой. Сейчас каюсь, что не выпросила у нее в свое время… Хотелось бы и самой попробовать создавать оригинальные напольные коврики, и научить этому школьниц.

– А сами вы как считаете: современным детям это интересно?

– Знаете, когда в школах объявляешь о том, что у нас есть такой музей, дети нос воротят. А когда все-таки приходят к нам, видно, как у них горят глаза, как им интересно. Тем более, в отличие от многих музеев, мы разрешаем трогать экспонаты руками!

Девушкам особенно нравятся ичиги. Они красивые, мягкие, удобные. Многие, примерив ичиги и походив немного в этих сапожках, спрашивают: а почему бы массовое производство такой прелести не наладить? Мы бы с удовольствием их носили весной и осенью! Увы, подобное сейчас делают только на заказ.

Самое интересное, что после первой экскурсии дети приходят к нам уже самостоятельно, без учителей и родителей, да еще приводят с собой друзей и подруг. Значит, им на самом деле интересно. Музей открыт постоянно, меня часто просят провести экскурсию в неурочное время. Видя большой интерес,
я с удовольствием соглашаюсь.

 

P.S. Руководителям музеев, а также обладателям интересных эксклюзивных коллекций просьба звонить по тел. 8-906-332-95-30 или писать на электронный адрес ff-777@yandex.ru. Корреспондент с вами обязательно свяжется!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*