Мои индийские каникулы

Со «свободным капитаном в мире бизнеса» Владимиром Соловейчиком читатели «Недели» уже знакомы по его рассказам
о Кубе. Сегодня он удивит нас новыми открытиями.
 

Знакомство с Индией началось для меня с её столицы – Дели
 

Перелёт за три моря

Сотовый заверещал ранним утром второго дня моего законного отпуска. Звонил мой друг, врач-кардиолог, которого я потерял из виду лет пять назад. Оказалось, он теперь живет…
в Индии, куда и приглашает меня приехать. «Может, ты останешься тут навсегда!» – эти его слова настолько меня заинтриговали, что я немедленно помчался покупать билет.

В Индию я летел из Москвы и уже в полете увидел много любопытного. Причем не из иллюминатора авиалайнера, а непосред-ственно в салоне. Дело в том, что, начиная где-то с середины полета, индийцы начали собираться группками в разных его частях. Например, кто-то случайно узнает: ближе к хвосту сидит его земляк, родившийся в одном с ним штате. Он сразу бежит туда, затевает разговор, к ним постепенно присоединяются пассажиры из того же штата…

И вот тебе – легко и быстро образовалось некое сообщество по интересам. Лопочут что-то на хинди, радуются, как дети, заказывают выпивку стюардам. А в другом конце салона двое увлеченно играют в шахматы, окруженные мини-толпой болельщиков. Самое интересное, стюарды их практически не гоняют, делают вид, что им до фонаря такое безобразие в полете!
Кстати, насчет безобразия. Аэропорт в Дели можно сравнить разве что с аэропортами где-нибудь в российской провинции. Даже Бегишево на порядок лучше его, не говоря уже о Шереметьево и Домодедово… Пройдя таможенный досмотр, я долго плутал по аэровокзальным лабиринтам. Зато выгодно обменял часть привезенных с собой долларов на рупии; в самом городе курс немножко другой.

В карманах – куча денег!

В Индию предпочтительнее брать доллары. И обменять их на местную валюту проще простого, и местное население их очень уважает. Как уже было сказано, самый лучший курс обмена – в отделении банка Индии на выходе из аэропорта имени Индиры Ганди: в мой приезд 1 рупия равнялась 0,62 рубля; 0,02 доллара; 0,01 евро.

У индусов мелкие купюры, в обращении банкноты номиналом 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500
и 1000 рупий. Поэтому большую сумму менять неудобно – банкноты займут слишком много места. Тем не менее, нужно не забывать о том, у индусов есть закон, каким-то образом ограничивающий оборот валюты. В общем, при оплате долларами или евро они сдачу не дают. Поэтому до поездки лучше всего запастись мелочью. Я тогда этого не знал, вот и терял на каждой валютной покупке от 20
до 50 центов!

 

Местная фабрика грёз
Болливуд – киноиндустрия индийского города Мумбай (бывший Бомбей), аналог известного на весь мир Голливуда. Название индийской киноиндустрии состоит из двух частей: Бомбей
и Голливуд.

Болливуд признано считать ровесником Голливуда, так как в Бомбее первая картина была отснята в 1912 году, а в Голливуде – в 1910-м. В США съемки среднего фильма обходятся приблизительно в 14 млн. долларов, в Индии – около 100 тысяч.
Золотой эпохой индийского кинематографа стали 50-е годы. Все знаменитые индийские мелодрамы, которые помнят многие жители бывшего Советского Союза, относятся как раз к этому периоду. В те годы уже появилась цветная пленка, а вместе с ней – возможность передать буйство цветов и красок индийских кинолент.
Все фильмы снимались в кустарных условиях и в стихийной спешке. Это объясняется тем, что режиссеры, как, впрочем, и актеры, стремились незамедлительно вложить собранную выручку в съемку новых картин.

Не экономьте
на чаевых

Прежде чем отправиться
к своему старому другу, я решил пожить пару дней в Дели, осмотреться, познакомиться
с обычаями индусов, с их бытом и традициями. С одной стороны, конечно, все это лучше делать в составе организованной туристической группы, где
за тебя отвечают все – от местного гида до туроператора. Но мне просто ничего не оставалось! Номер в довольно приличном двухзвездочном отеле обошелся мне (без еды) в 130 долларов
за пару ночей.

Кстати, об отелях. В Дели их множество, но не все они похожи непосредственно на отели. Встречаются такие гостиницы – ну просто дворцы эмира или падишаха! А есть и такие, на которые без слез не взглянешь; вроде наших общежитий для строителей времен возведения «КАМАЗа». В любом случае метрдотелю принято оставлять чаевые, которые в зависимости от услуги могут доходить до 500 рупий – все зависит от класса услуг и заведения (обычно это 10-20 местных денежек). Сами индийцы их не выпрашивают, просто стоят, выжидают, застенчиво улыбаясь. Чаевые дают практически всем
и везде, даже при покупке в крупных магазинах! Только вот рикши обделены этой милостью –
у них строгая такса.

Богатого человека должно быть много

А вообще, практически любого индуса легко подкупить, они страсть как любят деньги, но не любят утруждать себя работой, особенно тяжелой. Они в основном торгуют или работают в качестве разномастных начальников, клерков, секретарей в конторах.

Толщина индийского мужчины – признак состоятельности, символ богатства и достатка. К ним относятся уважительно, перед ними заискивают. Простые индусы худы, как палочки для суши, и маленькие, росточком 150-160 см.

Вся тяжелая работа ложится на женские плечи. Неработающие женщины сидят дома, воспитывают многочисленных детей, ведут хозяйство. Все они довольно далеки от тех образов, которые мы привыкли видеть в индийских фильмах. Как известно, южные дамы созревают рано, быстро превращаются в ослепительных жгучих красавиц, но также быстро стареют и увядают внешне.

С женщинами легкого поведения в Индии дело обстоит… да, можно сказать, никак не обстоит! Кастовые моральные устои настолько крепки, что гулящая женщина становится изгоем в родном городе.

А вот купить полицейского ой как непросто! Это очень уважаемая и престижная профессия, и полицейские дорожат своим местом. Так что можно нарваться на очень серьезные неприятности с властями.

 

Это надо видеть!
Если вы оказались в Дели, не пропустите следующие достопримечательности индийской столицы:
► Врата Индии – каменная арка, построенная как мемориал в память об индийских военнослужащих, погибших в первую мировую войну. У подножия арки горит вечный огонь, а на ней самой вырезано более 90000 имен. Ночью Врата Индии освещаются прожекторами, а находящиеся рядом фонтаны подсвечиваются цветными огнями.
► Мечеть Джама Мас-джид – одна из крупнейших мечетей Индии и одна из финальных построек Шаха Джихана. Мечеть отличают три арочных входа, четыре угловые башни и два 40-метровых минарета. В центре внутреннего двора расположен бассейн для омовения рук, лица и стоп. Только мусульманам разрешается проходить на территорию во время молитв.
► Будучи культурным центром тибетских и буддистских учений, Тибетский дом старается сохранить свое уникальное наследие. Выставка представляет собой деревянные скульптуры, рисунки, ковры, ритуальные предметы. Некоторые из них были принесены из тибетских монастырей, другие – из деревень, разбросанных по всей Индии. Здесь находятся библиотека и музей, в котором есть различные древние предметы искусства из Тибета.
► Дом веры в Бахаи, извест-
ный также как Храм Лотоса, назван так за свою необычную конструкцию, напоминающую цветок лотоса. Внутри Дома Бахаи нет ни идолов, ни религиозных изображений и вообще каких-то символов, связанных с религией. Ежедневно здесь проходят службы. В другое время это тихое место поклонения.

А посреди дороги – священная корова

Переночевав, я двинулся бродить по улицам Дели в поисках впечатлений. А они не заставили себя долго ждать. Столица-то она столица, но на поверку оказалась такой неухоженной! Горы мусора на улицах, полное отсутствие канализации (все течет из дорогих отелей в канавы вдоль дорог, затем в реки). Канавы чистятся естественно – в период дождей с июля по сентябрь, после которого возникают тучи комаров и мошек. Если бы не ветерок, дующий постоянно, нечем было бы дышать!

А на дорогах так вообще полная неразбериха. Никто не включает поворотные фонари – вместо этого машут руками или сигналят определенным образом. Каждый старается поехать не по правилам; на светофоры, похоже, вообще никто внимания не обращает. Шум и гам кругом. А если вдруг ко всему этому поперек дороги уляжется отдохнуть корова… Все, затор на веки вечные.

Согнать-то ее с места нельзя, священное животное как-никак!
Не нужно забывать, что Индия – одна из самых нечистоплотных стран на планете. Вода в сыром виде чрезвычайно опасна! Даже коренные индусы ее не употребляют за пределами собственного дома. Горячая вода также может представлять опасность, но мыться можно, если осторожно. Питьевую воду лучше всего покупать; овощи-фрукты – прежде чем есть, промыть в слабом растворе марганцовки и обтереть.

Мясо – только после заката

 

Индийцы торгуются ярко и самозабвенно,
не выходя при этом за рамки дозволенного

Ну, раз уж речь зашла о еде… Я просто обожаю разного рода специи и приправы. Однако считаю, что индийская пища даже для меня слишком уж своеобразна. Она одновременно и сладкая, и горькая, и кислая, и соленая!
Хлеб в нашем понимании индусы не едят, вместо него упо-требляют в пищу рисовые или пшеничные сухие соленые лепешки. В некоторых ресторанах хлеб найти можно, однако он там стоит больших денег, ибо его доставляют грузовыми самолетами из других стран.
Говядины в меню не встретишь – как известно, корова в Индии – священное животное, у которого берут только молоко. Мясоедам могут предложить только баранину и курятину. Но ни в коем случае не свинину, ибо свинья в Индии, как и собака, кстати, считается грязным животным. Кстати, мясо по местным традициям можно вкушать только после заката солнца, из-за чего его невозможно заказать раньше семи часов вечера.

Что сказать о местных напитках? Помните, как в советское время в магазинах продавался настоящий индийский чай со слонами на упаковке? Сейчас такой трудно найти даже в самой Индии. Да и пьют они чай каким-то особым образом. «Масала ти» – чай, заваренный на коровьем или козьем молоке (без добавления воды!), с различными приправами. Если специи исключить, то чем-то похоже на кофе из пакетиков типа «3 в 1».

Местное пиво по вкусу вполне приличное, к тому же дешевое и продается на каждом углу. А вот крепкие напитки в Индии лучше не покупать. Индусы даже в них умудряются запихнуть всякого рода специи и приправы,
от которых наутро голова просто раскалывается.

Любят торговать
и торговаться

Когда я гулял по улицам Дели (не в центре, конечно, но и не на самой окраине), сложилось такое впечатление, что это город бомжей и попрошаек. Высохший, словно шагреневая кожа, индус тянет к тебе свои ручонки, выклянчивая рупию-другую. Не давать – жалко. А дать – себе дороже, поскольку тут же налетит стайка подобных; все будут преданно смотреть тебе прямо в глаза с такой тоской…

 

Дети участвуют в таких «представлениях» наравне со взрослыми. И действуют более изощренно и изобретательно. Они могут окончательно «достать» тебя своим нестройным многоголосым пением, выхватить из рук что-нибудь ценное и убежать, специально нанести на кожу «шрамы», «струпья» и «коросту», используя глину. Детей я поначалу жалел. Но потом, подсчитав, во сколько мне обходится такая жалость, перестал давать деньги кому бы то ни было!

 

Надо сказать и о карманниках – их в Индии предостаточно. «Работают» они в основном рядом с крупными торговыми точками и на рынках. Рынков, как официальных, так и стихийных, больше жемчужин в океане. Индусы вообще любят торговать и торговаться, что было известно еще по книге Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Торгуются везде, кроме специальных правительственных магазинов и магазинов при храмах. Торгуются ярко и самозабвенно, не выходя при этом за рамки дозволенного.

И ведь как получается: не будешь торговаться с продавцом – точно переплатишь за мелочь гораздо дороже ее истинной стоимости. Иногда доходило до того, что мне удавалось скинуть цену в десятки (!) раз. При этом мы оба – и я, и продавец, оставались довольны, и каждый из нас был уверен, что надул другого!

 

Тут явно
не зажжёшь!

Ночная жизнь столицы вряд ли чем-то отличается от ночной жизни в… каком-нибудь селе на окраине Татарстана. Тихо, благопристойно, скучно. Меж тем, вечером и ночью женщинам выходить на улицу небезопасно; особенно, если она фривольно одета. Что поделать, таковы традиции: если на даме короткая юбка, брюки в обтяжку, топик,
да еще и смелое декольте – это для индуса считается оскорблением его моральных устоев. А за оскорбление он может и ответить! Если пощечин не надает, так отведет в ближайший полицейский участок.

При этом российских мужиков, особенно пьяных, индийцы боятся, как проклятия Кришны. Вы можете хоть всю ночь слоняться по самым дальним закоулкам города – никто не подойдет даже для того, чтобы «стрельнуть» сигаретку.

Гуляя по ночному Дели, я подумал: может, ну его, друга-кардиолога, съезжу я лучше в Болливуд. Тем паче, что самым любимым моим фильмом до сих пор остается индийская картина «Месть и закон»! И я еще помню то время, когда из окон общежития, стоявшего возле нашего дома, в начале 80-х из каждого открытого окна неслись магнитофонные записи песен из индийских фильмов.
Впрочем, многолетняя дружба взяла-таки свое…

 

 

Хиппи
на индийский лад

Погуляв вдоволь по Дели и купив железнодорожный билет, я наконец отправился в Ситапур.

О поездке по железной дороге могу сказать только несколько слов. Во-первых, вагон был старым и грязным (хотя, что было ожидать при моей экономии на билетах!); во-вторых, очень шумным и тесным, ведь в него набилось раза в два больше человек, чем он вмещал официально. Двигалась эта развалина довольно странно: то тащилась, как черепаха, то набирала крейсерскую скорость. Хорошо, что ни одной коровы, развалившейся поперек рельсов, нам не попалось!

Сам городок – так себе. Население составляет не более
155 тысяч человек, половина из которых явно мается от безделья. За пару долларов я нанял такси (цены в провинции куда скромнее, чем, например, в столице!) и водитель повез меня по разбитой в хлам дороге к владениям господина Сингха, где я и встретил своего друга.

Как выяснилось в ходе нашей задушевной беседы, господин Сингх (его имя, кстати, переводится на русский как Лев) некогда был единственным и любимым сыном зажиточной четы из Ситапура. После смерти родителей в конце 60-х годов прошлого века он проникся идеями хиппи, продал все движимое и недвижимое имущество и купил участок в полгектара в 50 километрах к северо-востоку от города.

Выстроил что-то типа деревенского домика с надворными постройками для овец и кур; остальную территорию обнес изгородью и разрешил проживать на ней всем, кому заблагорассудится. Правда, поставил жесткие условия для постояльцев: они должны разделять его взгляды на мир, сами строить себе, жилье (либо жить в палатках), не употреблять крепкого алкоголя и наркотиков, быть законопослушными гражданами, помогать всем, кому только смогут в округе (желательно – бескорыстно). И никакого криминала!

 

Всеобщая мать
Среди индусов корова – особо почитаема. Полагают, что в каждой из них присут-ствует часть божественного, поэтому обязанность каждого человека уважительно относиться к этому животному, оберегать его и защищать.
В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.
В ведических текстах говорится: «корова – есть всеобщая мать».
В Индии огромное коли-чество голодающих людей, но при этом никто не трогает гуляющих по улицам коров. Если корове вздумалось остановиться посреди дорожной трассы, ее будут бережно объезжать и никому даже в голову не придет поторопить или прогнать животное.
Ухаживая за коровами, кормя и заботясь о них, жители Индии оказывают почтение божественному, тем самым увеличивая шансы на лучшую долю.

Такой вот коммунизм

С тех пор прошло много времени. Сингх теперь – глубокий старец, редко выходит из своего домика, но… активно общается с миром через Интернет. Коммуна, созданная им, насчитывает более 120 человек, постоянно проживающих на его территории. И живут там теперь не только индусы, а представители чуть ли не всех крупных стран мира: французы, голландцы, евреи. Русские, азербайджанцы, китайцы, эстонцы… Есть даже один татарин.

Живут общиной, помогая друг другу выжить. Кто-то работает в городе, кто-то учит соседних крестьян английскому и французскому языку, кто-то врачует окрестных больных. Все полученные от этого деньги (или продукты, которыми обычно расплачиваются крестьяне) идут в общий «котел» и делятся на всех по мере их вклада. Такой вот коммунизм.

Многие тут давно уже живут без визы, без гражданства. Но власти смотрят на это сквозь пальцы – дело ведь не только богоугодное, но и полезное для всех окружающих. Мне дали почитать устав общины. Весьма мудрые и проникновенные слова. Но все-таки от этих слов слегка попахивало концепциями Ленина и Мао. Как бы то ни было, но моего терпения в этом «раю» хватило только на неделю. После чего я распрощался с общиной, вернулся в Дели, откуда отбыл до конца отпуска на Гоа – отдохнуть «дикарем».

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Очередная предвзятая,поверхостная статья о Индии. Ничего нового, интересного. Лишь повтор всем известных и придуманных автором фактов.

  2. А мне понравилось. Индия получилась без прикрас, такая, как есть. Мои друзья были там пару лет назад. Все так и есть, как в этой статье. У каждого туриста свой взгляд на страну

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*