В Австрии преподавать могут только специалисты со стажем на производстве

О том, как принято ковать кадры в Австрии, рассказали ученые мужи из Университета прикладных наук города Дорнбирн.
 

Инженеры
нужны самим

– В России много говорят о нехватке молодых инженерных кадров. Как с этим дело обстоит в Австрии?

 

– Это наша с вами общая проблема, – признает доктор Блессинг. – Представители предприятий упрашивают нас порекомендовать студентам нашего университета пойти работать к ним. По сути, сейчас не столько выпускники испытывают проблемы с трудоустройством, сколько работодатели охотятся на молодых специалистов. Особенно большой дефицит инженеров испытывает крупнейший промышленный узел Европы – Германия, а также страны, с которыми у нее партнерские отношения в области производства автомобилей и автокомпонентов, – Австрия, Швейцария. Но почему-то европейская молодежь совсем не стремится обучаться техническим специальностям: ее больше привлекают социальные науки, история, экономика. Даже не знаю, почему…

Думаю, будущее за специальностями, которые сочетают в себе как технические знания, так и экономические – например, инженерное деловое администрирование. По крайней мере, рынок труда сейчас нуждается в таких разносторонних профессионалах.

– Может, от технических наук австрийскую молодежь отпугивает зарплата, на которую они могут рассчитывать после завершения обучения?

– Не думаю. Мои выпу-скники, закончившие бакалавриат, в среднем зарабатывают около 35-40 тысяч евро в год, магистратуру – на пять тысяч евро больше. На эти деньги в Австрии прожить можно.

– Есть ли интерес у австрийцев учиться и работать в России?

– Сложно сказать, – замялся Гюнтер Олсовски. – Видите ли, русский язык для большинства австрийцев – китайская грамота. Но с другой стороны, мы видим, что в России очень немногие владеют даже английским, а немецким – и того меньше. Это создает барьеры для обмена знаниями и опытом между нашими странами. Мы попытаемся его преодолеть с помощью нашей программы краткосрочных обменов студентами «Step to Russia». Пока же нам проще сотрудничать с европейскими вузами. Более 50% студентов нашего университета один семестр учатся за рубежом, а если учитывать коммерческие программы обмена, то и все 80%.

– Высшее образование в Австрии дорогое?

– В государственных вузах оно преимущественно бесплатное как для граждан Австрии, так и любой страны Евросоюза, – отвечает Бернард Блессинг. – Некоторым категориям студентов вносить деньги за обучение нужно, но плата очень даже демократичная и во всех государственных вузах одинаковая – 363 евро за семестр.

 

А НЕ ЗАЛЕЗТЬ ЛИ НАМ
В АВСТРИЙСКИЙ КОШЕЛёК?
Любопытно сравнить доходы инженера в Австрии с доходами представителей других профессий.
Итак, инженер-логист в месяц зарабатывает 3750 евро – чуть меньше учителя средней школы (3973 евро) и в два раза больше дворника (1933 евро), приводит цифры рекрутинговый сайт fit-gehaltsrechner.at. Слесарь-механик и дипломированная медсестра в месяц получают по 2600 евро, из врачей самые высокооплачиваемые – отоларингологи, дерматологи и ортопеды – около 9260 евро в месяц. Труд экономиста работодатели оценивают в 5042 евро, бухгалтера и ревизора – в 4666 евро. Воспитательница в детском саду, повар, продавец и подсобный рабочий, вывернув карманы после получки, обнаружат одинаковую сумму – 1,5 тысячи евро, а уборщица и официант – примерно на полтысячи меньше.

Австрийцы –
люди практичные

– Университет прикладных наук готовит специалистов конкретно под какое-либо предприятие?

– В несколько иной форме, чем у вас. Поскольку наш вуз обучает прикладным наукам, студенты очного отделения обязаны один семестр провести на практике, а заочники, как правило, в будни работают, а учатся только во второй половине пятницы и в субботу. У нас само обучение практически направленное. По закону, в Австрии в вузах имеют право преподавать только те, кто успешно отработал на предприятиях не менее пяти лет.

– Я был удивлен, когда узнал, что в одном московском университете экономику преподают девушки 23-24 лет и для России обычная ситуация, когда в вузах работают вчерашние выпускники, – добавляет доктор Олсовски. – В этом принципиальное отличие вашей системы высшего образования от австрийской. В основном все наши коллеги пришли в Университет прикладных наук из промышленности и с хороших должностей. Конечно, девочка, которая в прошлом году получила диплом, может дать студенту теоретическую базу и, возможно, весьма основательную. Но она не может иметь полного представления о том, как эта теория работает в действительности. А без этого понимания преподавание, особенно технических дисциплин, не имеет большого смысла.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*