Школьная пора… Мы, взрослые, умудренные опытом люди, вспоминаем ее с ностальгией и некоторым сожалением, ведь ее уже не вернуть. И немножко завидуем своим детям-школьникам: вот бы заглянуть на минутку в кабинет… ну, скажем, литературы… и посмотреть одним глазком, как учатся наши чада, что проходят, о чем размышляют в сочинениях… |
Фантазии нашим школьникам не занимать!
|
Ведомая этим желанием, «Неделя» раздобыла тетради по развитию речи 11-классников одной из челнинских школ и изучила их творческие работы. Скажем честно: от некоторых «шедевров» у нас волосы встали дыбом… Публикуем отрывки сочинений по романтической прозе Максима Горького.
«Вот за это «Цыган Радда любил свою девушку Лойко. Но больше он любил свободу. Но тогда Лойко решила отомстить своему любимому и сказала ему, чтобы он встал на колени и попросил ее руки перед всем табором. Но когда собрался табор и пришло время просить, он вонзил ей нож прямо в сердце…» А вот, например, еще одно неожиданное прочтение все того же бессмертного и, казалось бы, всем знакомого произведения Горького «Макар Чудра» (кто не читал самого рассказа, наверняка помнит фильм Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо»). «В рассказе описана судьба цыган Макара и Чудры. Чудра была самой красивой девушкой табора. Макар был самым красивым юношей табора. Девушка и юноша любили друг друга. Когда Макар решается попросить руки у девушки, он ей говорит: «Ну, так уж и быть, возьму тебя в жены». Чудре не понравилось то, что молодой цыганин так сказал ей. И Чудра ему ответила: «Будешь просить моей руки стоя на коленях перед всем табором – пойду за тебя замуж, не будешь – не пойду». Макар поскрипел зубами, но все-таки дал положительный ответ. На следующий день, когда он должен был выполнить обещание, он вместо того чтобы просить руки девушки, он выхватывает кинжал и вонзает его прямо в сердце девушки. Чудра, падая на землю, говорит: «Я так и знала, что ты это сделаешь!» И умирает после этих слов». Что ж, это очень осовремененный, адаптированный к нашим дням пересказ произведения. Обнаружился и еще один образчик такой «адаптации». На этот раз сюрприз преподнесла хрестоматийная старуха Изергиль (бедная женщина!): «А наша старуха Изергиль дарила свою любовь многим, – утверждает ученица, – но любила одного поляка. Этот мужчина совершал подвиги, получается, любил свободу. И поэтому его старуха и полюбила…» «Вместо учителей будут роботы» Ну, в общем, вы поняли, что воображения у наших школьников хоть отбавляй (в отличие от знаний)! Особенно это заметно по сочинениям на тему «Наша школа в 2030 году». Итак, почитаем… «В образовательном учреждении 2030 года будет электронная система образования. Преподаватели лишь подумают – а задание для учащихся уже высветится на сенсорной летающей доске. Домашнее задание школьники будут получать на свой электронный ящик, а при затруднении в его выполнении смогут связаться с преподавателями через 3G связь. В столовую также внесут изменения. Теперь готовить будут не повара, а роботы. Они будут запрограммированы на тысячу разных, а главное, вкусных и легких в приготовлении блюд. Столы будут самоубирающиеся, и дежурство школьников уже будет ни к чему. Уборщицу также вытеснит технический прогресс. Чудо-машины будут делать за них всю работу». Вот это полет фантазии! И поверьте, что-то в этом роде – почти в каждой творческой работе. Обращает на себя внимание, что, заглядывая в будущее, ученики в основном сосредоточились не на новых технологиях получения знаний (к примеру!), а на комфорте и облегчении работы для себя, любимых. Вот, например: «Здесь уже не будет традиционных для нас парт, а классы будут уже оснащены электронными планшетами. Может, не надо будет носить рюкзак или сумку с учебниками, которые нелегки на вес, а вместо этого придумают цифровые книги. Вместо учителей, может, будут высокотехнологичные роботы, в которых будут заложены специальные программы по обучению». Или другая фантазия на эту тему: «Каждый ученик, входя в здание, должен раздеваться в собственном шкафчике, пароль от которого будет знать только он. Классы оснащены высокими технологиями. Ученики уже не выходят к доске, как раньше, так как на парте у каждого лежит по электронному табло, откуда записи выводятся на интерактивную доску. Учебники и тетради заменены на ноутбуки. В столовую также внесены изменения. Выбор блюд не ограничен, и ученики сидят за отдельными столиками. Атмосфера теплая и домашняя. Спортзал оснащен различными турниками и тренажерами для старшеклассников, бассейном и развлекательными играми для младших классов. В раздевалке имеются душевые кабинки». В стране, полной неожиданностей – такой, как Россия, – трудно верить в чудеса, о которых мечтают дети. Поэтому будем надеяться, что сбудется хотя бы то, о чем написала эта девочка-«реалист»: «…Школа станет дворцом, где все так убрано, что все ученики станут вежливее по отношению друг к другу и учителям. Профессия учителя станет высокооплачиваемой. Теперь не только учителя, но и ученики станут ставить оценки: будут оценивать, как учитель провел урок». |