Отвлекайте детей от «сидячей» жизни, или еще раз о методике «Сонатал»

«Новая Неделя» приводит нашим читателям интервью с автором известной в мире методики пренатального развития «Сонатал» Михаилом Лазаревым. 

Дети сидят много часов, дней, лет,
не подключая
телесную
функцию.
У них
появляются болезни

Развитие
до рождения

– Михаил Львович, почему вы решили заниматься развитием детей до их рождения?

– Ученые-морфологи давно доказали, что мозг каждого человека в дородовый период жизни обладает безграничными возможностями, но уже к рождению они частично угасают. Часть нейронов головного мозга просто атрофируется и отмирает за ненадобностью.

С помощью музыки, маминого голоса, специальных упражнений происходит сохранение и развитие возможностей мозга ребенка еще до его рождения, стимулируется его двигательная активность. Немаловажно и то, что улучшается самочувствие самой беременной женщины, она с радостью готовится к родам и воспитанию здорового ребенка.

Каждый ребенок сначала гулит и только потом говорит. Музыка влияет на умственное развитие и даже на формирование мировоззрения. Пренатальное развитие – это развитие впрок, потом у нас будет больше шансов все эти задатки раскрыть.

Интеллектуальная бомбардировка

– Почему наши дети часто болеют?

– Это один из главных вопросов. Скажу больше – современный ребенок обязательно заболеет, у него нет ни одного шанса не заболеть. И не важно, где он живет – в Америке или России. Современное образовательное пространство не даст ему возможности быть здоровым.

В 2009 году в России впервые прошел Европейский Конгресс педиатров «Европедиатрикс», в котором приняли участие около трех тысяч делегатов из 80 стран мира. Президент Всемирной ассоциации детских врачей доктор Чок Ван Чан обратился к нам со словами: «Коллеги, мы не справились. Детская заболеваемость растет, несмотря на хорошие клиники и современную диагностику».

Однозначной причины происходящего нет. Понятно, что ухудшается экология, мы окончательно себя «урбанизировали». В России к тому же непростая экономическая ситуация, но в целом во всех странах на первый план выходит другая причина – образование. Последние данные говорят о том, что дети особенно сильно и часто болеют с 8 до 18 лет.

– Школьные годы…

– Да. В чем проблема? Плохие учителя? Нет, учителя хорошие, да и школы становятся все лучше. Эта задача не решается с наскока.
Наш мозг попал под колоссальную интеллектуальную бомбардировку. Телесно для человека ничего не изменилось, изменилось лишь воздействие на его мозг.

В образовательном пространстве движение как таковое отсутствует, современная жизнь антифизиологична, она отменяет физиологию. На уроке ребенку нельзя двигаться, лучше вообще не шевелиться. Тело не подключено к когнитивной функции. Как вы считаете, оно могло не отреагировать на резкий перекос интеллектуальной нагрузки и отсутствие перемен на соматическом статусе? Возникает рассогласование когнитивных и соматических функций, которое я назвал образовательным адаптозом.

То, что сейчас по всему миру открываются финтес-центры, это попытка спастись. Как минимум два часа в день многие европейцы занимаются спортом.


– А уроки физкультуры в школе проблему не могут решить?

– Физкультура не решает проблему, даже если заниматься ею пять раз в неделю. Дети сидят много часов, дней, лет, не подключая телесную функцию. У них появляются болезни, больше всего страдает дыхательная функция. По статистике, детей, болеющих бронхиальной астмой, с каждым годом становится больше. И не клещ в паласе всему виной, а отсутствие движения. Бесконечные детские ОРЗ – нарушение связей с окружающей средой.

А этот новый диагноз – СДВГП (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – говорит о том, что ребенок способный, умный, но не может справиться с телом. Если бы человек раньше был таким, его бы давно уже съели. Для биологии это невыгодно. Этот ерзающий ребенок, как правило, двоечник. Его тело мешает всем, он двигается, спасается, как может. Но все, что физиологически побуждает такого ребенка к жизни, все это делать нельзя. Как правило, двоечники – это непоседы и болтуны.

Михаил Лазарев проведет в Челнах масштабное
исследование здоровья 10-летних школьников

У нас заметно ухудшилась речь

– Проблема только в гиподинамии?

– Не только. За общение, которое является главным достоинством человека, нам в школе делали замечания, а то и «колы» ставили. Любое слово на уроке – нарушение образовательного пространства. Сейчас, к счастью, появилась новая коммуникационная образовательная форма – целевые группы, на которые делят детей.

Работы многих ученых говорят о том, что за последние 20 лет у россиян заметно ухудшилась речь. А ведь это главное, чем мы отличаемся от животных. И это результаты образования!

«Сидячая» школьная жизнь может служить толчком для девиантного поведения детей (нарушение социальных норм). Когда в школе мне все нельзя, я начинаю это делать на перемене. Чем больше мне нельзя, тем больше я буду делать исподтишка.

Мы получили наркоманию – а это в прямом смысле «отсутствие» тела. Люди вкалывают себе эндорфин, потому что не получают его нормальным физиологичным способом. Помните, великий ученый-физиолог Иван Павлов доказал, что когда мы копаем в огороде, то получаем мышечную радость, так называемые внутренние гормоны.

Наркомания – попытка дать себе эту радость, подарить эмоцию, причем быстро, без телесных усилий. Это бедствие пришло к нам как фактор цивилизации. И бороться с ним лекциями бесполезно.

– Что может изменить конкретный учитель, школа, если невозможно изменить всю систему образования?

– Как подключить соматику, как заставить тело ребенка работать? Просто поставить вместо парт конторки, по Базарнову, – это проблему полностью не решит, но все же лучше, чем ничего.

У нас в школах, например, на переменах детей не выпускают на улицу – только вместе с учителем. В Америке хотя бы проблему ОРЗ попытались решить, и довольно-таки успешно: все перемены – большие, и дети во время них выбегают на улицу, причем и летом, и зимой.

В образовании должно учитываться взаимодействие телесных и психических процессов. Школа должна не беречь, а формировать здоровье. Учитель – это всегда звук, мы можем выстроить поведенческую систему звук – образ – движение, но для этого нужны заинтересованные и неравнодушные педагоги.

Набережные Челны всегда отличались особым новаторским подходом к проблемам детства. Например, более десяти лет назад здесь начали активно применять мой метод пренатального развития «Сонатал». Челнинские врачи задумались о его наиболее эффективной реализации. Так родилась служба пренатальной педиатрии. Можно смело говорить о том, что идея пренатальной педиатрии – челнинская. Ее разработали ваши врачи. Кстати, уже потом их московские коллеги из Института педиатрии обратились в Минздрав РФ с предложением: беременную женщину должен наблюдать не только гинеколог, но и педиатр. Его подопечный, конечно, неродившийся ребенок. В Набережных Челнах эта мысль была озвучена давно, так что заявляйте свое авторство!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*