Согласно составленному рейтингу в журнале «Генеральный директор», Татарстан считается относительно привлекательным регионом для открытия и ведения в регионе бизнеса. Однако он на 1 позицию отстает от десятки лидеров и уступает Дагестану и Самарской области. Причинами такого отставания служат высокая стоимость недвижимости и большая налоговая нагрузка на предпринимателей в республике.
Не в десяточку
Составители рейтинга видят республику в качестве перспективного региона для открытия и ведения здесь собственного дела. В частности говорится о привлекательной для бизнесменов особой экономической промышленной зоне «Алабуга», на территории которой в полную силу работает 42 компании. По сравнению с прошлым годом республика поднялась в рейтинге с 14 на 11 место.
Регионы оценивались по 6 параметрам: рабочей силе, востребованности повседневных и долгосрочных товаров, динамике экономического роста, инфраструктуре и налогам. Самой лучшей оценки Татарстан удостоился именно по численности экономически активного населения, а также квалификации кадров. По данным критериям республика оказалась на 6 месте. По востребованности повседневных товаров Татарстан занял 8 позицию, а долгосрочных — одиннадцатое. Динамика экономического роста привела регион только к 53 месту. Эксперты такое положение региона обуславливают подсчетами темпов развития региона и роста экономики не за прошедший год, а в совокупности за 3 года. За инфраструктуру Татарстан получил 31 место в связи с дороговизной недвижимости. Из-за высокого налогового бремени на татарстанских бизнесменов республика потеряла 18 позиций и очутилась на 44 месте.
РТ не оставляет попыток привлечь бизнесменов
Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Линар Якупов отметил, что только за прошлый год количество прямых иностранных инвестиций в экономику республики составило порядка 577 миллионов долларов, что свидетельствует о заинтересованности зарубежных инвесторов в ведении бизнеса в Татарстане. Этому во многом способствовал запуск имиджевой PR-программы Invest in Tatarstan и продвижение бренда «Татарстан» на международный рынок. Это увеличило узнаваемость региона в 2 раза, а количество прямых иностранных вливаний в татарстанскую экономику возросло в 6 раз за один только год. Только на особую экономическую зону «Алабуга» приходится до 60% прямых иностранных инвестиций.
В настоящий момент агентство инвестиционного развития вместе с министерством экономики РТ работает над конкурентоспособностью муниципальных промышленных площадок, любая из которых смогла бы предложить инвестору сотрудничество на аналогичных условиях, включая льготы по налогу на землю и прибыль. Но иностранные инвесторы требуют полностью укомплектованные инфраструктурой промышленные площадки с готовыми помещениями и зданиями. А Татарстан на сегодняшний день не в состоянии предложить такую альтернативу.
Причины, по которым Татарстан недостаточно привлекателен для инвесторов и бизнесменов
Региону нужно решить множество проблем, возникающих на пути предпринимателей. Для бизнесменов на первом плане стоят логистика, инфраструктура и лояльность региональных властей. В Татарстане пока отсутствует налаженная система взаимодействия предпринимателей с государственными структурами и муниципалитетами, что тормозит открытость необходимой информации и обеспечение требуемыми ресурсами.
Но самыми большими препятствиями выступают большая налоговая нагрузка и высокие цены на недвижимость. По словам эксперта Петербургского центра независимых социологических исследований Бориса Гладарева, в действительности правительство РТ старается поддерживать развитие бизнеса в регионе. Но все эти попытки остаются на уровне стратегических и целевых программ. Все эти программы разбросаны по разным ресурсам, а не собраны в одном месте, чтобы предприниматель или специалист смог просмотреть и вывести для себя резюме о целесообразности их использования.
Однако зафиксирован высокий уровень стагнации малого и среднего бизнеса в регионе за период с 2012 по 2014 года, в результате чего существенно сократилось количество действующих предприятий. Во многом это зависит от федеральных ограничений, распространяющихся на рычаги стимулирования предпринимательства.
Не последнюю роль в этом играет дефицит бюджета, о котором правительство РТ все активнее говорит в последнее время. Недостаточно средств выделяется на строительство и развитие необходимой бизнес инфраструктуры. Отсутствует возможность снижения налогового бремени и его давления на предпринимательство в регионе.
Еще одним негативным фактором Гладарев видит экономическую модель патриархального построения общества, в результате которой дети подчиняются отцам и идут по их стопам в бизнесе. В итоге развивается промышленность, но отстают в темпах роста инновационные секторы экономики, как информационные технологии и наноразработки. Кроме того, к ресурсам доступ есть только у близкого круга родственников управляющего, что способствует неравномерному их распределению среди бизнесменов.
В республике нет возможности взять дешевые кредиты, что особенно чувствуется на фоне высокого налогового давления на малый и средний бизнес. Многим предпринимателям приходится вести «теневой» бизнес. Здесь по цепочке добавляется коррупция, постоянная смена законов и недостаточно развитая судебная система. Все эти факторы, по мнению эксперта, заставляют планировать краткосрочный бизнес, то есть, раскрутиться за первый год, получить максимальную прибыль и свернуть предприятие. Для развития высокотехнологичного предпринимательства такое положение дел попросту абсурдно. Вдобавок сюда же можно отнести дорогостоящую аренду коммерческих помещений и высокие тарифы на ЖКХ, которые не по карману многим владельцам предприятий. Интересно, к чему приведет столкновение «бизнес-курса» руководства регионов с возможным вводом фиксированных сборов в Татарстане.