В начале февраля в обращении депутатов к правительству был задан вопрос о статусе законопроекта, запрещающего продажу пива в пластиковых бутылках емкостью более 0,5 литра.
Предполагалось, что продажа алкоголя в стеклянных бутылках и металлических банках позволит сохранить здоровье нации. Однако, по мнению экпертов и согласно данным проведенного в прошлом году опроса ВЦИОМ, при увеличении средневзвешенной стоимости пива в металлической таре, существенного изменения ситуации в оздоровлении населения не произойдет. Часть потребителей перейдет на более крепкие напитки. Другая – будет употреблять пиво в меньшей таре, но в прежнем объеме.
Так в чем проявляется забота о здоровье?
Если вопрос касается вредности пластика, то после принятия в 2013 году законопроекта о запрете, проведен ряд экспертиз на предмет его активности в отношении упакованных продуктов. По заключению ученых (в том числе в 2014 году — проведено исследование института Фраунхофера) – пластик абсолютно инертен к упакованным в него продуктам. Специалисты-химики утверждают: « С точки зрения химии и медицины ПЭТ является биологически и химически инертным материалом…». Вредности здоровью от продуктов в пластиковой упаковке не больше чем от упаковок из альтернативных ему материалов.
А вот металлическая тара имеет свои не совсем полезные особенности. Алюминий в виде материала упаковки может вступать в реакцию с содержащими в ней пищевыми продуктами.
Как отмечают специалисты НИИ гигиены им. Эрисмана, алюминий растворяется в соленой, кислой и щелочной среде. Он вполне может мигрировать со стенок упаковки в продукты питания. При их употреблении алюминий может накапливаться в организме человека и вызывать тяжелейшие заболевания. Поэтому, ответственные производители алминиево тары покрывают внутреннюю поверхность слоем пластик. Так что, по-сути — алюминиевая пивная банка — это пластик, покрытый алюминием.
Получается, что запрет продажи пива в пластике эффекта «оздоровления нации» не дает. Его аналоги – пиво в металлической таре емкостью от одного и более литров, продолжают оставаться доступными для молодежи.
При утверждении законопроекта хороший стимулирующий эффект получат определенные отрасли промышленности стекольного, алюминиевого и водочного производства. Конечно же, они не упустят возможности воспользоваться одним из принципов рыночной экономики: «Как можно быстрее взять как можно больше».
Тут и возникают очевидные предположения, по каким причинам парламентские поборники здорового образа жизни так избирательно заботятся об отечественных любителей горячительных напитков.
Но вряд ли кто-то из них готов поспорить с тем утверждением, что, в первую очередь, необходимо заботиться о рядовых потребителях, уважать свободный выбор покупателей. Особенно при недавнем повсеместном подорожании основных продуктов питания.