Коммунальные предприятия РТ оказались в глубоком кризисе

Представители Минстроя Республики Татарстан и негосударственные организации едины во мнении, что предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, переживают сейчас нелегкие времена. Тяжелое финансовое положение отрасли обусловлено государственным регулированием тарифов, а также тем обстоятельством, что в отрасли была проведена приватизация.

Жилищно-коммунальные службы всегда принято критиковать независимо от того, хорошо или плохо они работают. Всегда найдется болевая точка. Однако то, что происходит с отраслью теперь, может быть охарактеризовано словом «кризис». К тому же, кризис системный. Из которого самим предприятиям не выбраться, так, как работать им приходится, с одной стороны, в жестких рамках, выставленных государством, с другой, рассчитывать только на свои силы. А жесткое регулирования государством цен на услуги несовместимо с ведением бизнеса.

Тарифы поднять не получится

Проблему отлично понимают в Министерстве строительства республики. По словам первого заместителя министра Алексея Фролова, больше половины предприятий коммунального сектора, на которых лежит ответственность за водоснабжение и канализацию, не смогут работать без поддержки государства. При этом он отметил, что все же случаи банкротства пока отсутствуют. Руководство Татарстана изыскивает формы поддержки, необходимые средства. Назвал заместитель министра и конкретную цифру – поддержка необходима 60% предприятий. Среди них ранее достаточно успешные генерирующая компания Бугульминское ПТС, «Челныводоканал», ОАО «Альметьевск-Водоканал» и другие.

По большей части страдают те компании, на долю которых приходится обслуживание крупных потребителей, которые и сами сейчас тяжело переживают кризисное время. Платежи не всегда приходят вовремя и поступают не в полном объеме. Население платит более аккуратно. Но и тут существуют проблемы. На начло года за коммуналку казанцы остались должны около 2 млрд. рублей. Почти вся задолженность просрочена на срок более полугода. Такие длительные задолженности имеют 17 200 жителей и юридических лиц. В должниках всего числится 154 600 человек. Но при этом собираемость платы за услуги коммунальщиков в прошлом году повысилась по сравнению с 2014 годом.

Причин тяжелого экономического положения отрасли много. Однако основной является все же государственное ограничение верхнего предела тарифов на оказываемые услуги. Именно ими определяется уровень доходности или, вернее будет сказать в сегодняшних условиях – убыточности работы предприятий. Теперь тарифы не перекрывают расходы большинства предприятий. Поэтому министерство часть из них субсидирует, управление ведется практически в ручном режиме. Контроль проводится раз в месяц. Средняя зарплата в отрасли — 22 000 рублей в месяц. Кадры не задерживаются, специалисты уходят туда, где можно заработать больше. Самостоятельно поднять тарифную планку в регионе не могут – это прерогатива тарифного комитета. Да и не сможет население и предприятия республики осилить повышенные тарифы. Уже сейчас многие их еле вытягивают.

Приватизация – не всегда благо

Также одной из причин сегодняшнего тяжелого положения является высокий уровень приватизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, около 70% предприятий – с частной формой собственности. Наиболее крупные из них: ОАО «Казанские тепловые сети», ОАО «Водоканалсервис», ОАО «Набережночелнинские тепловые сети», ОАО «Казанская теплосетевая компания». Частник по определению не может работать себе в убыток. Ведь цель бизнеса – получение прибыли.

Приватизация коммунальной отрасли в Татарстане началась более десяти лет тому назад. Тогда это казалось шагом в будущее – предполагалось, на рынке вследствие этого появится конкуренция, что приведет к снижению стоимости услуг. Придут инвесторы, вложатся в замену изношенной инфраструктуры. Перспективы были радужными. Но оправдалась лишь малая часть из них, да и то в «сытые» времена, когда свободных денег в стране было много.

Как стало видно сейчас, испытание кризисом приватизация в отрасли не выдержала. В настоящее время на федеральном уровне это косвенно признают, введя ограничение по продаже подобных предприятий.

Обслуживание потребителей ведется с низким качеством. Оборудование давно не менялось. В случае, когда выходит из строя, скажем, насос, его нечем заменить. Это объясняется отсутствием инвестиций в отрасль, на которые было много надежд, когда начиналась приватизация. Сегодня инвестиции не приходят ни из каких источников — ни из частных, ни из государственных. Ярким примером такого положения дел может являться Бугульминское ПТС — его положение почти безнадежно, хотя собственниками компании являются по сути госструктуры. Там тоже поиск инвестора — практически невыполнимая задача. Были предприняты попытки наладить сотрудничество с «Газпромом», они могли бы инвестировать, но реальных результатов нет.

Бугульминское ПТС – генерирующая компания, существует уже 10 лет. В ее руководстве отказываются раскрывать подробности сегодняшнего положения. Но есть и открытая информация – итог работы в 2014 году. У предприятия на конец года существовала задолженность в 170 млн. рублей, из них 80 млн. рублей – просроченная задолженность. В отчете компании уточняется, что в случае несвоевременной оплаты услуг и ограничении тарифа ниже уровня реальных расходов возникают финансовые риски в работе. Что, собственно, уже и происходит.

Без прибыли работают и предприятия водоканала. В том числе «Челныводоканал». В его руководстве главную причину видят в том, что реагенты для обеззараживания приходится покупать по новой, сильно возросшей в рублевом выражении, цене. А это обстоятельство никак не учитывается в доведенном до предприятия тарифе на воду. Произошла и приостановка уже реализующихся на предприятии инвестиционных программ. Они недофинансированы из внешних источников, а отсутствие прибыли не позволяет завершить их за свой счет. Обещают, что тарифы в Татарстане должны будут подняться с 1 июля, но повышение будет незначительным, не превысит 4,5%. Рост тарифов в республике не сильно отличается от среднего по стране. Самый большой рост предвидится в Башкортостане – 5,8%. В Марий-Эл рост минимальный – 4,0%. Хотя есть мнение, что тарифы придется привязать к уровню инфляции. А какой она будет к середине года, никто сказать не берется. Плата за газ для жителей Татарстана вырастет примерно на 2,0%. Плата за электроэнергию повысится на 7,2%. Тарифы на водоснабжение подрастут на 3,0%. Рост платы за отопление при комбинированной выработке тепла затронет не все города республики, в некоторых произойдет даже снижение тарифов. Для некомбинированной выработки тепла рост тарифов для населения составит в среднем около 4%.

Тарифы и объемы

Получается, что тарифы и невозможность их увеличить сверх определенного предела – это тормоз развития коммунальной отрасли. То, что большая часть предприятий находится в частной собственности, в принципе, нормально, хоть и плохо сказывается в кризисное время из-за невозможности получения прибыли и отсутствия инвестиций. Однако, потребителю важен не столько сам тариф, ему чувствительна общая сумма, которую приходится выкладывать за услуги. И тут есть резерв для экономии и даже для осторожного и плавного повышения тарифов.

В любом случае, все расходы на услуги и потери оплачиваются тем или иным способом: потребителем, федеральным или местными бюджетами. Иначе предприятия коммунального хозяйства просто остановили бы свою деятельность. Если направить средства не на «затыкание дыр», а скажем, на утепление жилых домов, реконструкцию дырявых водопроводов, теплосетей, то эффект получится реальным, имеющим стоимостное выражение по снижению потребления. К тому же, долговременным. Это будут капиталовложения, а не разовая безвозвратная трата. Нужен механизм, госпрограммы, льготные кредитные линии на такие виды работ.

Пока еще ситуация не так уж и безнадежна. Собираемость платежей почти полная. На сегодняшний день – 98%.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*