Казань вышла в лидеры по продажам новых авто

По данным авторитетного аналитического агентства «Автостат», за прошлый год Казань оказалась лидером среди городов с миллионным и более населением по покупке гражданами новых автомобилей. Всего казанцы за 2015 год истратили на эти цели 26,4 млрд. рублей. При этом их траты оказались меньше по сравнению с позапрошлым 2014 годом ровно на треть. Так что успех несколько омрачен общим падением уровня покупок новых машин.

В целом по стране

Данные «Автостата» не включают цифры по двум российским столицам – Москве и Санкт-Петербургу. По этим городам картина всегда выгодно отличалась от средней по стране. На втором месте оказался Екатеринбург. Там граждане потратили на покупку новых автомобилей немногим меньше казанцев – 23,8 млрд. рублей. Падение покупок по сравнению с 2014 годом – 40%. На третьем месте Самара – 20 млрд. рублей, падение за год 37%. Четвертое место за Нижним Новгородом. Пятое – за Ростовом-на-Дону.

Чтобы составить более полную картину, можно обратиться к данным других исследований. То, что количество автомобилей в Российской Федерации увеличивается с каждым днем, неоспоримый факт. Люди покупают как новые, так и старые машины. Если брать во внимание только новые автомобили, приобретенные в прошлом году, то их продажа за два первых месяца текущего года дала небольшой рост по сравнению с прошлым годом – 1,62%. Общее число новых автомобилей, получивших владельцев за два первых месяца года, составило 373 машины.

При этом автомобильный рынок страны достаточно четко дифференцировался на регионы, где предпочитают покупать новые и старые машины. И степень автомобилизации населения не играет в этом решающей роли. Так, например, Приморье – самый моторизованный регион, но тут наибольшим спросом у покупателей пользуются именно подержанные легковые машины. По покупке новых машин Приморье даже не попадает в десятку российских лидеров. А ведь обеспеченность автотранспортом здесь вдвое выше, чем в Москве – 580 автомобилей на 1000 населения. В Москве собственником автомобиля является каждый четвертый житель – 250 единиц на 1000 населения. Однако Москва при этом лидирует по продажам-покупкам новых автомобилей, совершаемых через дилерские центры.

Удивительной выглядит статистика по Санкт-Петербургу. По количеству моторизированного населения и его материальному благополучию оба города вполне сопоставимы, но при этом в Петербурге продажи новых легковых автомобилей отстают от московских в четыре раза. Если брать тенденцию по России в целом, то все же интерес к покупке новых легковых машин населением имеет небольшую тенденцию к росту, что обнадеживает. Эксперты предвидят продолжение тенденции и в будущем.

Какие машины предпочитают россияне?

Эксперты оценивают популярность отдельных моделей и автомобилей от разных производителей. Самыми популярными марками на сегодняшний день являются Лада и Рено. В феврале 2016 года было продано соответственно 40 000 единиц и 15 300. Параллельно стоит выделить и такую цифру – АвтоВАЗ по сравнению с февралем 2013 года нарастил в продажах около 0,5%. Но все равно он остается с большим отрывом самым популярным у покупателей производителем автомобилей для российского рынка. Замыкают список по популярности такие производители, как Опель и Форд.

Если за критерий брать не количество проданных машин, а рост продаж, то АвтоВАЗ не является ведущим игроком рынка, его опережает Рено, который нарастил продажи по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 20%. А вот у Тойоты падение продаж по сравнению с 2013 годом максимальное на российском рынке новых автомобилей – 26%.

Самая популярная модель у российских покупателей – Lada Granta. За февраль 2016 года было продано 22 тыс. единиц. Hyundai Solaris занимает вторую строчку рейтинга популярных моделей. За два первых месяца 2016 года было продано 13 тыс. единиц. В тройку входит также Лада Калина – 13 тыс. единиц продано. И это при том, что покупатели имеют к ней много вполне обоснованных претензий.

Рейтинги составлены по статистике продаж. Однако говорить о том, что они объективно отражают достоинства и недостатки разных производителей, разных моделей, оцениваемые покупателями, нельзя. Борьба на рынке происходит в неравных условиях. Конкурентные преимущества зачастую создаются искусственно. Дело в государственной поддержке, которую в России оказывают отечественному производителю по многим направлениям. Именно поэтому продукция АвтоВАЗа так популярна у покупателей – цена меньше и доступность больше.

Что заставляет отказаться от покупки?

Если продажи новых машин падают, то для этого должны быть причины. Две из них вроде бы лежат на поверхности – это экономический кризис и насыщенность рынка. Однако не все так очевидно. Насыщенность рынка, то есть, моторизованность населения в самой благополучной в экономическом отношении Москве, вдвое ниже, чем в Приморье. Вроде бы, задел для роста есть. Но люди не покупают машины. Неоднозначен и постулат, будто покупка новой машины стала для многих неподъемной. Ведь речь не идет о покупке каких-то определенных марок. Человек, нуждающийся в транспорте, может выбрать более бюджетную отечественную модель вместо дорогой европейкой или японской.

По опросам ВЦИОМ, только около 40% потенциальных покупателей не хотят создавать себе финансовые проблемы из-за покупки машины. При этом 24% сами владеют машинами и не имеют ничего против них. Для сравнения можно добавить, что в конце 1980-х только 14% опрошенных так снисходительно относились к автотранспорту.

К отпугивающим от покупки автомобиля в сегодняшних условиях можно отнести проблемы с парковками в больших городах, пробки – такие причины называют 7% и 11% опрошенных соответственно. 6% не хотят связывать себя владением машиной из-за дороговизны и сложности ее ремонта. Тут наблюдается прогресс по сравнению с прошлым веком – в конце 1980-х вдвое больше граждан высказывали опасения по такому поводу.

Есть опасения и у тех, кто уже владеет автомобилем. Самое распространенное из них – высокая стоимость владения. 64% владельцев считают, что поддержание машины в ходовом состоянии слишком дорогое, сюда же входят налоги, страховка и другие обязательные «взносы», позволяющие выезжать на трассы. Еще 16% считают состояние отечественных дорог неудовлетворительным, из-за чего невозможно ими пользоваться непрерывно в течении года, а лишь в благоприятные сезоны. Еще 15% недовольны поборами со стороны ГИБДД, 13% жалуются на плохое качество топлива на заправках.

Опрос показывает, что в настоящее время люди напрямую не увязывают владение автомобилем с возможностью поездок на дачу. Всего 12% уверены, что в таких случаях им без машины не обойтись. Еще 20 лет тому назад покупка машины повышала социальный статус человека, была модной. Теперь же так многие не считают. Машина – лишь средство передвижения, а не престижная вещь. Конечно, речь не идет о знаковых сверхдорогих автомобилях. В городах все больше людей готовы пользоваться общественным транспортом – так быстрее попадешь, куда нужно.

Таким образом, лидерство Казани по покупкам новых автомашин свидетельствует еще и о том, что проблемы, имеющиеся в других российских городах-миллионниках, не стоят в столице Татарстана так остро.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. «Алькасар» приступил к реализации региональных рекламных возможностей пула интернет-площадок, сформированного крупнейшим селлером видеорекламы в Рунете компанией Gazprom-MediaDigital.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*