Особая экономическая зона «Алабуга», созданная в 2005 году на базе недостроенного Елабужского автомобильного завода, за последние годы показала стабильные темпы роста и насчитывает уже 48 крупных резидентов. В настоящее время поставлена задача полностью окупить инвестиции и увеличить выручку в 2,5 раза к 2019 году. Однако с уходом с российского рынка зарубежных инвесторов эта задача становится труднореализуемой. Рассмотрим основные перспективы для роста, а также возможные препятствия развитию данной экономической зоны.
С чего всё начиналось
В середине нулевых было очевидно, что поток нефтедолларов не позволяет эффективно диверсифицировать экономику, поскольку основная их масса оседает в финансовом секторе или направляется на развитие добывающей промышленности. Привлечение зарубежных инвесторов было сложной задачей, решение которой было затруднено невысокими кредитными рейтингами России, а также достаточно высоким курсом рубля, и, как следствие, дорогой рабочей силой. Для улучшения инвестиционного климата и были созданы особые экономические зоны, в которых предоставлялись налоговые и таможенные льготы.
«Алабуга» по сути являлась флагманским проектом, который создавался не с чистого листа. Еще в середине восьмидесятых годов 20 века на нынешней её территории было начато строительство крупнейшего тракторного завода, который уже к началу девяностых планировали перепрофилировать под выпуск автомобилей.
Следует иметь в виду, что в Елабуге планировалось полноценное производство первой группы, включая станкоинструментальный завод, который был полностью введён в эксплуатацию в 1994 году. То есть, к середине девяностых был заложен огромный производственный потенциал, обеспеченный новыми промышленными цехами, оснащёнными современным оборудованием с гибким технологическим процессом. Именно это и привлекало зарубежных партнёров, таких как Daewoo, Chevrolet, Fiat.
Кроме того, эти мощности пытались получить и российские предприниматели, вспомним небезызвестный AVVA. Главная проблема заключалась в том, что все они рассматривали эту площадку как возможность развернуть собственное производство практически без вложений, либо просто обогатиться за счёт её ликвидации и распродажи, что находило негативное отражение в репутации любого проекта, реализуемого в Елабуге. В первой половине нулевых реализация каких-либо проектов на данной площадке фактически прекратилась, в результате чего начала приходить в упадок вся инфраструктура.
С момента образования особой экономической зоны наибольшую активность стали проявлять именно автомобильные компании, например, Форд Соллерс Елабуга, которые в уже существующих цехах налаживали фактически отвёрточную сборку, что не требовало серьёзных инвестиций и давало хорошую окупаемость.
Однако уже через 2-3 года стало очевидно, что дальнейшее развитие проекта нуждается в крупных финансовых вливаниях и создании производств полного цикла. Благодаря льготам и поддержке на федеральном уровне для реализации второго этапа были привлечены такие компании, как Тракья Гласс Рус, Роквул-Волга, ООО «Гелиотехника СИРИУС» и другие. Именно ввод их мощностей в эксплуатацию и позволил достичь высоких темпов экономического роста. Именно с этим связаны оптимистичные прогнозы президента Татарстана Рустама Минниханова. По его словам, уже к 2023 году в особой экономической зоне планируется освоение 360 млрд. руб. и увеличение привлечённых компаний до 120.
Анализ перспектив и прогнозов
Реальное положение дел в особой экономической зоне менее радужное, поскольку на реализацию большинства проектов наложила отпечаток сложившаяся экономико-политическая ситуация. Это привело к резному снижению объёмов зарубежных инвестиций – на 95%, временной заморозке уже подписанных соглашений, а также к сокращению свободных денежных средств внутри страны. Огромные надежды возлагались на приток китайского капитала, однако на сегодняшний день всё ограничилось подписанием меморандумов.
Успехи второй половины «нулевых» годов являются причиной не только оптимистичных прогнозов, но и находят своё отражение в реализации новых концепций. Так, генеральный директор особой экономической зоны «Алабуга» Тимур Шагивалеев в середине 2016 года заявил о начале реализации проекта «Алабуга-2», который станет точкой роста для предприятий нефтехимической переработки. Основной трудностью в данном случае является резкое падение цены на нефть за последние полтора года, что привело к серьёзному снижению доходов нефтяных компаний в долларовом эквиваленте. Именно валютные активы используются при покупке высокотехнологичного оборудования за рубежом, ввиду чего возникают объективные препятствия в воплощении этих планов.
Реальные темпы роста существенно ниже запланированных. Так, за первое полугодие 2016 года на звание резидента особой экономической зоны претендовали всего три компании с суммарным объёмом потенциальных инвестиций 4 млрд. руб., две из которых («Август-Алабуга» и «Ланит-Агро») являются предприятиями агропромышленного комплекса, которые ориентированы на краткосрочную рыночную конъюнктуру импортозамещения и продовольственных эмбарго, что существенно повышает риски инвестирования.
Негативные тенденции начали проявляться ещё в 2015 году, когда правительство решило повысить управляемость особых экономических зон, переложив груз ответственности на регионы. Кроме того, экстенсивное развитие особых экономических зон путём увеличения их количества до 30 существенно снижает объёмы субсидирования на каждую из них, что дополнительно усложняет реализацию крупных производственных проектов.
Таким образом, пора осознать, что сохранение темпов развития, наблюдаемых в последние 5-6 лет в особых экономических зонах практически невозможно, поскольку резко сократилась основная движущая сила этого процесса – приток инвестиций. Выход ряда проектов на самоокупаемость запланирован только через год-два, поэтому реинвестирование также является далёкой перспективой. Ввиду чего только консолидация усилий федеральных и региональных властей на наиболее успешных площадках, таких как «Алабуга», позволит свести спад к минимуму.