В последнее время мало кто следит за социологическими исследованиями и другими замерами общественного мнения. Ведь, по-большому счету, все эти опросы друг друга дублируют и из года в год показывают практически идентичную картину с разницей лишь в несколько процентов. Правда, иногда случаются исключения из правил. Совершенно неожиданные результаты показал соцопрос, который прошел под эгидой Казанского университета.
Согласно проведенному соцопросу, 65% школьных учителей всячески избегают общения с кавказцами, среднеазиатами, а также украинцами. При этом примерно 50% педагогов и вовсе крайне негативно воспринимают представителей этих наций.
Несмотря на то, что социологическое исследование организовало самое престижное учебное заведение республики, его проводили работники Института психологии и образования КФУ. Примечательно, что оно было приурочено к проекту мультикультурной подготовки педагогов, который, в свою очередь, является частью программы «Учитель 21 века».
В качестве респондентов были выбраны педагоги школьных заведений столицы Татарстана и населенных пунктов, районов республики. Также организаторами социологического исследования были установлены и возрастные ограничения. Опрашивали только тех учителей, возраст которых варьируется в пределах 43- 45 лет. Вместе с тем, среди опрошенных были исключительно этнические татары и россияне. Примерно 60% попросили записать их как представителей ислама, 30% назвали себя христианами, а 10% причислили себя к атеистам.
Резеда Хайрутдинова, доцент кафедры дошкольного и начального образования КФУ, подчеркнула, что в Татарстане по-прежнему нет острой нетерпимости к людям, которые исповедуют различные религии. Что же касается представителей отдельных национальностей, то, по ее мнению, здесь ситуацию выглядит гораздо хуже.
Не все потеряно
Несмотря на то, что у 50% респондентов сложилось негативное отношение к среднеазиатам, кавказцам и украинцам, 20% при этом относится к ним совершенно индифферентно. А вот 30% опрошенных, наоборот, воспринимают их исключительно положительно.
Выявило социологическое исследование и другую интересную деталь. Наряду с негативным отношением к мигрантам, более 60% педагогов РТ не видят необходимости вносить корректировки в учебный процесс иностранцев. Как считает Резеда Хайрутдинова, подобный феномен можно объяснить лишь тем, многие педагоги до сих пор следуют этно-конфессиональным стереотипам и устаревшим социальным установкам.
Безусловно, организаторы этого соцопроса не ставили перед собой цели расколоть татарстанское общество на множество противоборствующих лагерей. Так уж получилось, что они обнажили существующую проблему. Но как бы оно там ни было, ими двигал другой мотив – разработка на основе полученных данных эффективной программы по подготовке учителей, которые обучают детей мигрантов.
Процесс пошел
Примечательно и то, что все педагоги, которые приняли участие в социологическом исследовании, в один голос заявили, что не хотели бы видеть среди своих учеников среднеазиатов, кавказцев и украинцев. Это довольно тревожный сигнал, так как в большинстве развитых стран идет обратный процесс. Зарубежные школы и ВУЗы стремятся привлечь как можно больше мигрантов. Оно и неудивительно — как правило, они учатся на платных отделениях и регулярно приносят учебному заведению доход.
Также полученные в ходе соцопроса данные наводят на другую, еще более пугающую мысль. Педагог может по-разному относится к мигрантам, но, в первую очередь, он учитель. То есть, его личные убеждения никак не должны сказываться на учебном процессе. Если же он дает волю своим эмоциям и открыто заявляет о нелюбви к определенным народностям, то впору говорить о профнепригодности.
Резеда Хайрутдинова уверена, что в скором времени ситуация кардинально изменится. Во многом этому поспособствует программа, направленная на психолого-педагогическую подготовку педагогов для работы с учениками-мигрантами. Кстати, ее реализация уже началась.
Параллельно будут проводится различные исследования и социологические опросы, ориентированные на студентов-мигрантов. Как предполагается, благодаря им удастся выявить их основные социальные установки. Только при комплексном подходе можно сформировать правдоподобную картину происходящего.
Мозговой штурм
Профессор КФУ Ильшат Гафуров уверен, что изменить ситуацию может совместный мозговой штурм ведущих преподавателей Татарстана. А таковых в республике немало. Например, сейчас проблемами мигрантами активно занимаются в Высшей школе экономики. Также существует достаточное количество признанных лидеров, которые специализируется на этой тематике.
Вместе с тем, Ильшата Гафурова поражает невежество отдельных педагогов. Мало того, что они не знакомы с базовыми ценностями религий других народов, вроде ислама, так еще открыто об этом заявляют. Естественно, такого быть не должно. Если педагог не желает исправляться, то ему просто нет места в учебном заведении.
К сожалению, сложившаяся ситуация отражается на имидже Татарстана. Ведь если раньше республика считалась своеобразным оазисом, где царило межкультурное взаимодействие и понимание, то сейчас она стремительно теряет этот статус.
Западный опыт
Одна голова хорошо, а две лучше — именно этим принципом должны руководствоваться инициаторы программы по мультикультурной подготовке учителей Татарстана. Что, в принципе, они и делают. При этом их взгляды обращены не только на опытных преподавателей республики.
По словам Ильшата Гафурова, недавно ему удалось наладить контакт с доктором Диной Бирман, редактором топового журнала по мультикультурным отношениям. Она на протяжении длительного времени работает в Университете Майами и занимается именно детьми-мигрантами из мусульманских семей. У нее накопился очень богатый опыт в этой сфере.
Ильшату Гафурову стоило больших усилий мотивировать Дину Бирман приехать в Татарстан и поделиться своими знаниями с ведущими педагогами республики. Более того, она согласилась возглавить лабораторию, которая будет специализироваться на проблемах мигрантов.
Предпринимаемые ведущими педагогами Татарстана меры вселяют надежду, что мультикультурная подготовка учительского состава республики пройдет успешно. Иначе и быть не может — в противном случае, престиж учебных заведений РТ будет подорван.