Автопром Татарстана пошел собственным путем развития

Актуальность развития модельного ряда отечественных коммерческих автомобилей сложно переоценить. Здесь играют роль и высокие цены на зарубежные аналоги (связанные с ростом стоимости валюты), и общий износ парка российских грузовиков и поддержка властей. Флагманом в этом сегменте всегда был и остаётся КАМАЗ, который известен далеко за пределами Российской Федерации.

Однако, за последние десять лет у отечественного гиганта появился сильный конкурент – автомобили из Поднебесной, так что попробуем разобраться в том, какими преимуществами обладает наша продукция и каковы её перспективы.

Российская специфика, многолетние трудности и конкурентные преимущества

Серьёзными недостатками отечественного автопрома, заложенными ещё в 90-е годы прошлого века, стало моральное устаревание и низкая надёжность. И если первый фактор для грузового транспорта не играет первостепенной роли, то постоянные поломки фактически привели к вытеснению КАМАЗов с рынка магистральных перевозок. Кроме того, негативную роль в этом явлении сыграло и то, что модельный ряд, вплоть до последних лет, не отличался разнообразием, а агрегатная база не справлялась с возросшими нагрузками.

Переломным моментом стала середина 2000-х годов, когда в результате долгой работы по модернизации удалось поднять мощность двигателей до приемлемого по европейским меркам уровня. Тогда же появились и новые модификации, включающие четырёхосный самосвал, сельскохозяйственные бортовые машины повышенной вместимости, а также целый ряд комплектующих иностранного производства.

В последние два десятилетия приобретение КАМАЗа было обусловлено низкой начальной стоимостью, доступностью сервиса и запасных частей, а также возможностью превышать эксплуатационную нагрузку, не боясь потерять заводскую гарантию. Такой консервативный подход привёл к определённому застою, который во второй половине 2000-х спровоцировал некоторый спад продаж и снижение популярности марки. Это явление было также связано с выходом на российский рынок бюджетных моделей от Scania и Ford. Однако реализация собственных проектов, а также государственная программа утилизации грузового автотранспорта своевременно исправили негативную тенденцию.

Расширение модельного ряда как основной вектор развития

Если рассмотреть текущие позиции российского флагмана, то ситуация для мощной рыночной экспансии выбрана как нельзя кстати. По итогам первого квартала текущего года, доля КАМАЗа на рынке грузовиков массой более 14 тонн составила 51,8%, а общий объём продаж вырос на 29%. Учитывая тот факт, что в сложных экономических условиях перевозчики будут стремиться минимизировать затраты, в том числе и на топливо, в Набережных Челнах одними из первых запустили в серийное производство автомобили на газовом топливе, причём как на пропан-бутане, так и на метане.

Тем не менее, планы вернуться на рынок «дальнобойных» тягачей автозавод не оставляет. Именно поэтому в качестве флагманской модели и был разработан Камаз-5490, предлагаемый как с отечественным, так и с импортным двигателем. Главной же особенностью модели является полностью новая кабина, унаследованная, правда, от Mercedes Axor 2001 года выпуска. По сравнению со старой моделью, которая даже после глубокой модернизации уже не могла обеспечивать должный уровень комфорта, это передовая разработка, которая ещё долго не утратит своей актуальности.

Следует отметить, что кризисные явления в экономике и спад продаж спровоцировали отказ руководства КАМАЗа от дальнейшей разработки собственной конструкции. Тем не менее, как показывает опыт ведущих мировых производителей, использование крупных комплектующих других автозаводов – широко распространённая в рамках глобализации практика. В своё время именно с использования чужих разработок и началась история автопрома в Татарстане.

Напомним, что сама конструкция оригинального семейства грузовиков была разработана специалистами АМО «ЗиЛ», а техническую документацию на дизельный двигатель предоставил Ярославский моторный завод. Несмотря на это, по мнению заместителя генерального директора транспортного парка логистической компании «ПЭК» Важи Такидзе, нынешняя ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок спровоцировала спрос именно на конкурентоспособные модели, что и позволило нынешнему флагману, который фактически является иномаркой, завоевать популярность в России.

Можно долго спорить об успехе и востребованности новинки, но тот факт, что автозавод, по итогам прошлого года, занял 60% всего российского рынка, удивил даже его руководство. Так, руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев заявил, что такая ситуация имеет временный характер и озвучил стратегические планы по удержанию половины объёма тяжёлых грузовиков в России. Тем не менее, с проявлением некоторой положительной экономической динамики в стране выросли и продажи КАМАЗа, так что можно смело прогнозировать сохранение достигнутых позиций и в этом году.

Ключевым вопросом, который волнует экспертов отрасли, является то, насколько успешным окажется выбранный вектор развития для автозавода. Дело в том, что подобным путём шли многие, в том числе и на грузовом рынке, однако успеха смогли добиться далеко не все. Отдельного упоминания заслуживает в этом случае «УралАЗ», который при разработке гражданских версий своих моделей уже пытался активно использовать иностранные комплектующие, в том числе и кабину. Тем не менее, несвоевременная реализация инвестиционного потенциала привела к быстрому устареванию новинки, которая по потребительским качествам едва дотягивала до уровня КАМАЗа на российской агрегатной базе.

В этом году госкорпорация «Ростех» предоставит КАМАЗу займ в размере 5,5 млрд. рублей, который также будет направлен на обновление и расширение модельного ряда. Что касается ближайших перспектив, то именно доступная цена станет решающим фактором, поскольку, по словам директора по транспорту компании FM Logistic Александра Дьяконова, наибольшую покупательскую способность в текущем году продемонстрирует малый и средний бизнес. При этом, представитель той же компании Эдуард Миронов отмечает, что российский грузовик 2017 года выпуска имеет гораздо больше конкурентных преимуществ и положительных отзывов, чем это было всего три года назад.

Исходя из текущей рыночной конъюнктуры, перспективы КАМАЗа на ближайшие несколько лет, можно оценить как позитивные, связанные с повышением конкурентоспособности и удержанием разумной ценовой политики. Что касается высокой степени закредитованности, то здесь, вероятно, ожидается активное субсидирование процентных ставок со стороны государства, так что финансовая составляющая вряд ли сможет спровоцировать ухудшение достигнутых показателей, а также экспортных позиций.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*