Как должны быть разграничены полномочия между РТ и Москвой?

Индивидуальный подход к выстраиванию взаимоотношений между регионами – это подход, унаследованный ещё с первой половины 90-х годов прошлого столетия. Тем не менее, разумное разграничение полномочий позволяет дать определённую свободу действий в выстраивании внутренних и внешних экономических связей, что положительно влияет на общую экономическую ситуацию в стране. В качестве примера подобного особого статуса региона можно рассматривать положение Татарстана, полномочия которого регулируются соответствующим договором, подписанным в 2007 году, срок действия которого близок к завершению. В связи с этим возникает ряд предсказуемых вопросов о дальнейшем пути выстраивания взаимоотношений между центром и регионом.

Правовой статус Татарстана и перспективны его изменения

Действующий документ предоставлял Казани беспрецедентные полномочия как в экономическом секторе, так и в области государственного права, поскольку Конституция РФ на территории данного региона так и не была принята. Тем не менее, сложностей с обеспечением централизации власти до сих пор не возникало — более того, активная работа чиновников на местах позволила обеспечить достаточно высокие экономические показатели на общероссийском фоне. Виду этого и возник вопрос о дальнейшем пути развития подобных межрегиональных отношений. Предполагается три основных пути: первый – сохранение действующего порядка при незначительной его актуализации под текущие условия, второй – усиление централизации власти и сокращение полномочий на местах, и третий – предоставление дополнительной свободы действий властям Татарстана. В первом случае изменения будут минимальны и вряд ли затронут основные механизмы сотрудничества, второй же путь крайне опасен с точки зрения внутренней напряжённости, но также имеет определённые основания, исходя из специфики внешней политики и стремления консолидировать рычаги воздействия на всей территории страны в одних руках. Что касается третьего варианта, то он наименее вероятен, поскольку дополнительные послабления фактически превратят Татарстан в автономию со своими законами, бюджетом и внешней политикой.

Если же рассматривать инициативу на местах, то даже правительство Республики предполагает именно первый, наиболее лояльный путь развития взаимоотношений с Москвой. Так, Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Татарстана, отметил, что в настоящее время группа депутатов готовит новый проект договора, который регламентирует разграничения полномочий, а более детальная его проработка должна осуществляться с привлечением двусторонней правовой комиссии.

Кроме того, депутат Госсовета Николай Рыбушкин заявил, что именно особые взаимоотношения между регионом и центральным аппаратом власти и позволили создать уникальные механизмы экономического взаимодействия, отказ от которых будет иметь серьёзные последствия. Кроме того, законодательная база попросту не подготовлена к переходу на централизованные рельсы, ввиду чего уже осенью может сформироваться правовой вакуум, негативно сказывающийся на функционировании всех государственных органов.

Стоит отметить, что Татарстан – единственный регион, имеющий подобный договор с Москвой. Кроме того, его глава именуется не иначе как президент, что дополнительно свидетельствует о более высоком статусе республики.

С учётом данного факта Минтимер Шаймиев, занимающий должность государственного советника Республики Татарстан, отметил, что действующий договор может быть продлён без каких-либо значимых изменений, поскольку механизмы его реализации прекрасно отработаны.

Новая внутренняя политика или формальный пересмотр отношений

В связи с этим особый интерес вызывает позиция официального Кремля, согласно которой никакого продления договора не предусматривается. Более того, даже заключение нового соглашения, в той или иной области предусматривающего сохранение ряда преференций, не планируется.

По мнению федеральных властей, нынешний договор не играет значительной роли в построении внутригосударственной иерархии. Более того, он имеет скорее имиджевый характер и для самой республики, в результате чего и возникает определённая потребность в декларировании намерений по его сохранению. Об этом косвенно свидетельствует и заявление сенатора от Татарстана Олега Морозова, согласно которому действующий договор нуждается в пересмотре, исходя из нынешних политических и экономических реалий. Кроме того, содержимое данного документа может быть существенно сокращено.

Проще говоря, власти Татарстана на волне борьбы за суверенитет, развернувшейся в конце прошлого века, получили компромиссный документ, который устраивал обе стороны и мог декларироваться и как сохраняющий целостность государства, и как дающий определённую независимости от центра. Современные же реалии создают определённые предпосылки для усиления централизации власти, да и внутренняя ситуация уже не так сложна в политическом плане, как раньше. Очевидно, что при нежелании Кремля продлевать временные уступки власти республики будут предлагать смягчённые варианты документа, который сохранит номинальный статус региона и позволит лишь поддержать авторитет местных властей у коренного населения.

С учётом внешнеполитических факторов конституция Татарстана, определяющая статус региона, как демократического государства, объединённого с Россией, является крайне опасным прецедентом. При этом усиление региональных элит, которое, по мнению эксперта Фонда гражданских инициатив Александра Кынева, произошло в республике, нарушает действующие механизмы политического взаимодействия, так что о лояльном варианте развития событий говорить не приходится.

По мнению главы «Агентства политических и экономических коммуникаций» Дмитрия Орлова, жёсткая позиция Москвы обусловлена ещё и тем, что в 2016 году Казань уже пыталась проявить неподчинение центру, саботировав вводимую систему распределения налогов.

Стоит отметить, что централизация власти в России сильна как никогда, именно поэтому правительство готово пойти на столь решительные меры по окончательному решению данного вопроса. Прекрасно осознают это и в Татарстане, поскольку не возлагают надежд на потенциальный референдум, несмотря на преобладание этнических народностей среди населения. С другой стороны, Кремль для того, чтобы не накалять ситуацию, может пойти на символические уступки в виде сохранения института президентства в республике, ликвидируя все значимые полномочия и преференции, и правящие элиты на местах будут вынуждены принять такое решение.

В целом же создание равных условий для всех субъектов – вполне закономерный процесс, и момент для его реализации выбран вовремя. Несмотря на заявления о том, что без сильных регионов нет сильной России, обеспечение целостности государства в отдалённой перспективе возможно только путём консолидации рычагов управления в одних руках.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Конституции, тогда действительно в договорах не будет необходимости, максимум полномочий должно быть на местах, а центр должен заниматься общими для всех субъектов вопросами, он должен представлять наши интересы, а не указывать нам как жить.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*