Татарстан опередил другие регионы в росте объема онлайн-покупок

Интернет-торговля давно уже стала полноценным сегментом, который по темпам роста год от года занимает лидирующие позиции. Особенно примечательным является тот факт, что центральная часть России, ещё недавно являвшаяся лидером в области онлайн-покупок, постепенно сдаёт позиции, уступая регионам. Так, в первом квартале 2017 года рекордные показатели демонстрирует Татарстан.

Динамика роста продаж как индикатор экономического развития

Если сравнивать общероссийские показатели, то рост объёмов продаж вырос в среднем на 14%, в то время как в Республике Татарстан он достиг 37%. Эксперты отмечают, что такое положение дел обусловлено оптимизацией курса рубля, что сделало приобретении за рубежом доступнее, а также различиями в условиях ведения бизнеса для отечественных компаний и международных торговых площадок. Если же говорить об интенсивном росте сегмента именно в Республике Татарстан, то здесь, очевидно, проявляется экономический рост, наблюдаемый в последние годы, который и послужил причиной повышения компьютерной грамотности, доступности информационных сетей и увеличения интереса к высокотехнологичным продуктам.

Существенные показатели роста по Республике Татарстан обусловлены ещё и слабой насыщенностью рынка в регионах, что позволяет им демонстрировать такие показатели. В абсолютных же величинах на долю того же Татарстана, по итогам 2016 года, приходилось не более 1% от всего объёма трансграничных покупок в денежном эквиваленте.

Этого же мнения придерживается и Георгий Остапкович — директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, который отмечает, что небольшие стартовые показатели и предопределяют столь значимую волатильность в процентном выражении.

Кроме того, стоит отметить, что показатели площадок, обеспечивающих кратчайшие сроки поставок, за счёт собственных логистических центров, увеличились ещё больше. Так, продажи OZON.ru только по Казани возросли на 100%, а в целом по региону – на 35%. Это связано с тем, что срок доставки по столице республики не превышает 24 часа. Таким образом, интернет-торговля лишилась своего главного недостатка – необходимости длительного ожидания. В подобных условиях приобретения в интернете становятся всё более привлекательными, что позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение темпов роста.

Как полагает Андрей Постников — управляющий директор «Логопарк Девелопмент», уже к 2020 году складской рынок существенно расширится, что обусловлено имеющейся уже сейчас острой потребностью в использовании промежуточных площадок. Алексей Фёдоров по этому вопросу имеет несколько иную позицию, заключающуюся в том, что промежуточное складирование для интернет-торговли – вовсе не панацея. Огромное количество товарных позиций с ограниченным потенциалом продаж попросту не позволит создавать эффективные логистические центры и обеспечивать моментальную доставку. От использования традиционных почтовых отправлений избавиться таким образом не удастся, поэтому дополнительным рычагом влияния на темпы роста, станет эффективность работы почтовых и курьерских служб.

Существуют и другие, так называемые «сдерживающие» факторы – низкая надёжность каналов поставок, а также отсутствие чёткой регламентации сроков доставки. Помимо этого, довольно слабо развиты механизмы гарантийного и постгарантийного обслуживания приобретённых на международных площадках товаров. Всё это создаёт значительный отложенный спрос, который может быть реализован уже в ближайшее время.

Дальнейшие перспективы и прогнозы на ближайшие годы

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то она напрямую будет зависеть от курса основных валют по отношению к рублю, поскольку основная доля приобретений делается именно в них. Ослабление национальной валюты сделает покупки за рубежом менее привлекательными, что и предопределит неизбежный спад. Сохранение текущих макроэкономических показателей, напротив, будет способствовать дальнейшему расширению виртуального рынка, который уже способен обеспечить те же условия, что и крупные игроки реального торгового сектора.

Способствует привлечению в интернет всё новых покупателей и развитие кэшбэк-сервисов, которые обеспечивают рост конкурентоспособности зарубежных товаров. Отечественные компании в этом сегменте представлены слабо ввиду небольшого товарооборота, значительной волатильности объёмов продаж, а также особенностей налогообложения. Это негативно сказывается на структуре рынка и предопределяет необходимость принятия законодательных мер.

Не совсем прозрачно на сегодняшний день работает и таможенная система, которая попросту не в состоянии проверить соответствие декларируемой стоимости отправляемых из Китая посылок их реальной цене. Это позволяет избегать дополнительных расходов при покупке.

Ввиду вышеперечисленных факторов, а также с учётом того, что в Государственной Думе неоднократно поднимался вопрос о разработке законодательной базы, регламентирующей трансграничную торговлю, а также ограничивающую объёмы беспошлинных отправлений, вероятно, уже в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями выравнивания дисбаланса между российским и международным секторами интернет-торговли.

Александр Бахманн, представитель компании CEO admitad, полагает, что повышенный интерес интернет-компаний к регионам обусловлен восстановлением покупательской способности при одновременных низких показателях внутренней конкуренции и насыщенности рынка.

Ввиду этого при существующих условиях можно с большой долей уверенности говорить о том, что максимум показателей роста ещё не достигнут. Что же касается долгосрочных перспектив, то усиление административного влияния и регламентирования международного сегмента приведёт к падению интереса к ним и возврату к традиционным способам торговли. Внутренний же рынок будет представлен в основном либо специализированной продукцией, либо промышленными товарами, что не позволит ему компенсировать изменение структурных показателей.

Если же рассматривать Республику Татарстан, то интенсивный рост будет продолжаться ровно до тех пор, пока благоприятная конъюнктура складывается на всей территории страны, а столь значимые темпы в процентном эквиваленте будут неуклонно снижаться, даже при увеличении доли в денежном выражении.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*