Ещё в прошлом году Минпромторг РФ передал Росавиации права и полномочия по сертификации авиапроизводителей, однако только сейчас первый документ был выдан переживающему на лучшие времена Казанскому вертолётному заводу. Попробуем оценить, насколько это значимое событие и поможет ли оно пережить кризис в авиастроительной отрасли.
Текущая ситуация с производством вертолётов в Казани и первопричины сложностей
По официальным данным, прибыль предприятия за прошедший год сократилась в 100 раз — это критический показатель, сигнализирующий о серьёзных проблемах, которые не могут быть обусловлены только лишь общеэкономическим спадом. Несмотря на это, показатели кредиторской задолженности не слишком ухудшились. Так, по долгосрочным обязательствам рост произошёл с 12 до 14 млрд. руб., а по краткосрочным – и вовсе сократился с 17 до 8,1 млрд. руб., при этом такой важный показатель как дебиторская задолженность также сократился с 35,4 до 23,9 млрд. руб.
Принимая данный факт во внимание, следует положительно оценить управленческий потенциал предприятия, поскольку в условиях ограниченного финансирования удалось предотвратить возникновение угрозы банкротства. Тем не менее, работа в таком режиме не позволит осуществлять успешную экономическую деятельность уже в ближайшей перспективе. Дело в том, что при ограниченности финансовых ресурсов направление основной их части на погашение задолженности не позволяет осуществлять инвестирование в нужных объёмах. Это в конечном итоге приводит к моральному устареванию продукции и снижению спроса на неё, так что заводу необходимо в скорейшем времени переходит на иную модель работы и выходить на новые рынки сбыта.
Поскольку было существенное падение продаж на таких традиционных рынках, как Африка, Азия и Европа, была активизирована работа с потенциальными покупателями в Южной Америке, однако в корне изменить ситуацию это не помогло. По информации, озвученной Тимуром Алибаевым, главой администраций Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани, сложная экономическая ситуация привела к тому, что в прошлом году штат завода был сокращён на 500 человек.
Определённые трудности были обусловлены ещё и тем, что традиционный поставщик силовых установок для вертолётов находится на Украине, ввиду чего сотрудничество было фактически прекращено, что вызвало определённый производственный дефицит и потребовало выполнить большой объем конструкторских и испытательных работ, который и позволит адаптировать российские моторы к выпускаемым моделям. Работа в этом направлении должна осуществляться поэтапно, сочетаясь с выпуском новых модификаций или внедрением очередного ряда изменений в конструкцию при её модернизации. Авральный же переход на новые агрегаты может дополнительно снизить спрос ввиду настороженного отношения потенциальных покупателей к новым образцам.
Тем не менее, Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам», считает, что ситуацию нельзя назвать критической, поскольку по итогам того же 2016 года завод сохранил прибыльность.
Перспективы развития и новые направления работы
Как заявил директор завода Равиль Зарипов, 2017 год станет для предприятия знаковым, поскольку уже сейчас есть определённая ясность с производственными объёмами, налаживается работа по госзакупкам, а также с поставками техники специальным службам. На текущий год запланирован выпуск 75 единиц техники, которая уже имеет потенциальных покупателей. Это довольно оптимистичный показатель, поскольку по итогам прошлого года было реализовано 54 машины, из которых 41 – в России и 13 – на внешних рынках.
Стоит отметить, что, несмотря на все сложности, в прошлом году прибыль от оказания ремонтных услуг выросла в три раза, а серьёзное авансирование было получено уже в декабре 2016 года.
Руководство завода прекрасно осознаёт, что прошлогоднее падение продаж – явный признак необходимости расширения модельного ряда, а также поиска новых потенциальных покупателей. Ввиду этого наиболее перспективными направлениями работы в ближайшие несколько лет, станут: участие в создании новой модели вертолёта Ми-38, налаживание сборки зарубежной модели AgustaWestland AW189 для нужд нефтедобывающих компаний, а также серьёзная модернизация существующих и ныне выпускаемых вертолётов Ми-6МТВ-5 и «Ансат». При этом, по заявлениям конструкторов, эксплуатационные показатели последнего предполагается довести до уровня зарубежных аналогов.
Ещё одним направлением работы станет возобновление производства вертолёта-амфибии Ми-14, выпуск которого был прекращён почти 20 лет назад. Эта работа была инициирована заместителем министра обороны Юрием Борисовым, который заявил, что данная машина необходима для успешного освоения арктических территорий.
Кроме того, дополнительным индикатором сохранения производственного потенциала и возможности выхода на новые рынки стало получение сертификата Росавиации, который, в том числе, даёт право на производство вертолётов гражданского назначения. По словам Андрея Богинского, гендиректора холдинга «Вертолеты России», это очень важный шаг, поскольку доля гражданской техники в портфеле заказов завода в ближайшие годы будет только расти.
Помимо этого, уже в текущем году планируется увеличить численность сотрудников на 168 человек, чтобы компенсировать прошлогоднее сокращение. На предприятии постоянно ведётся работа по подготовке квалифицированных кадров, а также действуют специальные программы обучения молодых специалистов.
Но самые большие надежды возлагаются на потенциальное сотрудничество с Индией, поскольку, по данным аналитиков, всего один заключённый контракт позволит загрузить мощности Казанского вертолётного завода не менее, чем не 1 год. Виктор Кладов, директор по международному сотрудничеству и региональной политике компании, отмечает, что «Ростех» планирует заключение сразу нескольких контрактов с официальным Дели на поставки вертолётной техники, а также организацию совместного производства непосредственно в Индии.
Кроме того, определённые надежды связаны и с тем, что завод успешно выполняет программу по импортозамещению, и как было заявлено на авиасалоне МАКС-2017, смог полностью отказаться от закупок украинских двигателей. При этом в качестве основной силовой установки теперь используются моторы российской фирмы «Климов», что повышает добавленную стоимость выпускаемой продукции и повышает роль предприятия в экономике страны. Также в их составе нет иностранных комплектующих, что нивелирует влияние валютных колебаний на себестоимость.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Казанский вертолётный завод, переживая непростые времена, не только сохранил производственный потенциал, но и продолжил работу по ряду перспективных направлений, реализация которых уже в ближайшие годы позволит нарастить объёмы выпуска и диверсифицировать поставки как по территориальному, так и по целевому признаку.