Ежегодно все районы Татарстана охватывают масштабные осенние сельскохозяйственные ярмарки, на которых завозится продукции стоимостью до 2 млрд. рублей. Но несмотря на огромную популярность у потребителей, уличной торговли становится все меньше и меньше. Специалисты Национального рейтингового центра проанализировали последние 16 лет и сделали вывод, что доля рынков, базаров и ярмарок выходного дня снизилась в 3,5 раза. Если в 2006 году уличные продажи составляли 27% от всей розничной торговли, в 2016 году – всего 7,8%.
Негативная динамика связана с агрессивной экспансией крупных торговых сетей, таких как «Пятерочка» или «Лента», которые могут продавать закупленный по низким ценам товар за столь же бюджетную стоимость и при этом обеспечивать высокую степень обслуживания.
Торговые сети атакуют
Хотя в целом в Татарстане ситуация с розничной торговлей намного лучше, чем в остальной стране, доля малого бизнеса неуклонно продолжает сокращаться. Росстат подсчитал, что падение розничного товарооборота за 2015-2016 года составило 20%, тогда как самая крупная торговая сеть магазинов «Пятерочка» в 2016 году увеличила свою прибыль на 36% и еще на 27% за первое полугодие 2017 года. Столь же активно наращивают обороты гипермаркеты «Лента», «Магнит» и «Дикси», которые постоянно открывают новые магазины по стране.
Официально региональные власти не лоббируют продвижение сетей в ущерб малому бизнесу, но некоторые общественные деятели подтверждают, что чиновникам проще работать с крупными компаниями, которые к тому же платят больше налогов. Наглядно это выражается в том, что овощные палатки, рынки, мелкие магазинчики переносят как можно дальше от супермаркетов. Оправдывают чиновники свои действия тем, что товары, аналогичные фермерским, имеются в наличии в супермаркете. Таким образом они избавляются от мелких торговцев, чей бизнес на местах с малой проходимостью людей сам по себе сойдет на нет.
Губернаторский минимум
Правительственное постановление 2016 года установило правила, согласно которым региональные власти будут устанавливать нормативы минимального обеспечения населения торговыми площадями. Однако вскоре Минпромторг осознал, что в регионах восприняли слово «минимальный» с точностью наоборот. В своих разъяснениях министерство особенно подчеркнуло, выделив жирным шрифтом, то, что имелось в виду «минимально допустимое (необходимое) количество» торговых точек. Тогда как на практике чиновники использовали этот термин для сокращения имеющейся торговли до минимума. Во избежание таких мер Минпромторг сообщил, что некорректный расчет нормативов будет учитываться во время оценки работы региональных органов власти.
Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов уверен, что для удобства и возможности выбора потребителям, а также для развития всех отраслей производства необходимо многообразие торговых форматов. Не у всех производителей есть достаточные мощности, складские помещения и влияние на рынке для того, что развиться в большую торговую сеть. Регулярные базары, ярмарки выходного дня, фермерские рынки крайне важны для фермеров и небольших сельскохозяйственных предприятий в качестве места сбыта своей продукции.
Евтухов подчеркнул, что постановление будет дополнено указаниями по формированию торговли разных форматов по регионам страны. Также будут пересмотрены нормативы обеспечения торговыми точками, которые должны учитывать специфику климата и географического расположения каждого конкретного региона. В качестве результата ожидается остановка процесса сокращения ярмарок, рынков и прочих нестационарных торговых точек.
Активизация ярмарок
Татарстанские фермеры в последние годы сами с большей охотой начали участвовать в сезонных ярмарках. Если одно время властям чуть ли не принудительно приходилось приводить участников на подобные мероприятия, то сейчас сельхоз работники записываются в очередь на фестивали и ярмарки. Первый замминистр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Николай Титов отмечает, что фермеры пишут в министерство слезные послания с просьбами допустить их к участию в том или ином мероприятии. Власти активно идут им навстречу, понимая, насколько трудно им конкурировать с торговыми сетями.
На волне такого успеха Титов решил сделать шатровую торговлю регулярной. Люди с удовольствием идут на ярмарки с самого утра, а фермеры буквально за два дня могут получить выручку в сотни миллионов рублей. Секрет успеха ярмарочных развалов — в разнообразии продукции, доступной цене, иногда более низкой по сравнению с торговыми сетями, и качестве товара. Ведь прежде чем допустить к торговле того или иного производителя Минсельхозпрод тщательно проверяет предлагаемую продукцию. Если в предыдущие года было несколько неприятных случаев с фальсифицированной молочной продукцией, то на протяжении всего 2017 года подобной практики замечено не было. Власти следят за чистотой шатров и автомобилей, привозящих продукцию, все фермеры имеют медицинские книжки и сопроводительные документы. Минсельхозпрод, в свою очередь, продолжает компенсировать сельскохозяйственным предприятиям транспортные расходы, на которые выделяется специальная сумма из бюджета.
Безусловно, в общем товарообороте реализация продуктов даже на регулярных ярмарках является каплей в море. Да и сами фермеры признаются, что не от хорошей жизни идут на такие мероприятия. Эксперты уверены, что рынки по-прежнему будут сокращать свою деятельность под давлением крупных сетей. Для мелких аграрников останется два выхода из трудного положения: или вступать в ритейл, или прекращать свою работу.
С сожалением приходится согласиться с президентом национальной торговой ассоциации Вадимом Зуйковым, который считает, что потребители даже не заметят исчезновения ярмарок, тогда как для многих фермеров это станет катастрофой.