Главные проблемы уличной торговли в Казани

Уличная торговля с начала 90-х годов прошлого века вызывает множество вопросов и претензий в свой адрес. Времена, когда она была средством выживания людей, уже миновали, ввиду чего вполне резонным будет наведение порядка в данной сфере. Это касается, в первую очередь, крупных городов, Казани – в частности, мэр которой обратил пристальное внимание на сформировавшуюся проблему.

Согласно установленным правилам, за сезонное размещение торговых объектов предприниматели борются посредством аукциона, конечная стоимость лотов при этом возрастает в десятки, если не в сотни раз. Это свидетельствует о высокой востребованности подобных объектов и их доходности. В то же время существуют и определённые проблемы, а именно – нежелание собственников приводить в соответствие с действующими нормами своих торговых точек. Помимо ухудшения эстетической составляющей и внешней привлекательности улиц и тротуаров, обилие точек уличной торговли приводит к снижению пропускной способности тротуаров, возникновению мест несанкционированного складирования отходов и нарушению правил оказания услуг.

По мнению мэра Казани Ильсура Метшина, необходимо привести в порядок не только санитарные нормы, но и сделать такие точки гармонирующими с особенностями архитектурной застройки.

Существует и другая проблема – торговля с автотранспорта или в необорудованных местах, что демонстрирует нежелание собственников инвестировать в приобретение специализированных лотков и палаток. Как показывает практика, при реализации продовольственных товаров, нарушаются элементарные санитарные нормы, а существующие меры административного воздействия не имеют должной эффективности. Существуют и капитальные объекты, не имеющие разрешительной документации, и несмотря на постановления судов, их деятельность остановить не удаётся на протяжении нескольких лет.

Что касается востребованности, то из 639 мест разрешённой торговли, выставленных на торги в нынешнем году, удалось реализовать 350, причём объём привлечённых средств возрос на 11,4 млн. руб. по сравнению с прошлогодним результатом. Заместитель руководителя исполкома Ильдар Шакиров отметил, что за год меры административной ответственности были применены примерно 5,5 тыс. раз, а сумма штрафов от 1 до 3 тыс. руб. не позволяет добиться должного воздействия.

Однако существуют и механизмы решения данной проблемы, а именно – изъятие товара и средств осуществления торговли при выявлении серьёзных нарушений в этой сфере. Количество применений подобной меры уже превысило 1200 раз, что позволяет прогнозировать поэтапное улучшение ситуации.

Наведения порядка в сфере уличной торговли обусловлено ещё и проведением в Казани Чемпионата мира по футболу, который накладывает определённые требования к внешнему виду улиц и ужесточению требований оказания подобных услуг. Прогнозируется и резкое сокращение мест разрешённой торговли, смена их позиционирования и ликвидация торговли на туристических направлениях, так что у властей появляется эффективный инструмент, позволяющий отфильтровать законопослушных предпринимателей от любителей быстрой наживы.

Определённые сложности были заложены ещё в преддверии нынешнего сезона уличной торговли, когда администрация приняла опрометчивое решение раздробить крупные лоты на более мелкие позиции, что привело к открытию рынка для предпринимателей, опыт которых не позволяет обеспечить соблюдение основных нормативов. Помимо этого, был добавлен ещё 121 лот на размещение объектов временной торговли в парках и скверах, которые также требовали пристального внимания, поскольку большинство из них нацелено на реализацию пищевой продукции.

Перспективы и пути разрешения сложных ситуаций

Если суммировать основные тенденции данного сектора, становится очевидным, что привлечение серьёзного коммерческого партнёра в лице компании, приобретающей сразу несколько десятков позиций, гораздо эффективнее с точки зрения организационных мероприятий. Такой подход обуславливает необходимость централизованной закупки торгового оборудования, а исполнение предписаний гораздо проще отследить.

Однако есть у такого подхода и свои недостатки — за последние несколько лет доходы бюджета от реализации лотов на размещение выросли более чем в три раза. Сохранять столь высокие показатели можно лишь при наличии на торгах нескольких заинтересованных лиц, готовых поднимать стартовую стоимость, в противном же случае монополизация позволит снизить ажиотаж и навязывать властям менее выгодные условия. Скажется такой подход и на стоимости оказания услуг для населения ввиду отсутствия конкурентной борьбы.

Для того, чтобы убрать с рынка сомнительных игроков, администрация Казани ужесточила правила участия в аукционе — теперь компании обязаны подтвердить 100% обеспечение стоимости лота, причём в денежном выражении эта цифра не должна быть менее 50 тыс. руб. Разумеется, проигравшие участники получают полный возврат обеспечения.

Для добросовестных предпринимателей упрощена процедура подключения к основным коммуникациям — время, затрачиваемое на это, сокращено до 2-3 недель. Это сделано ещё и по той причине, что с этого года использование генераторов запрещено.

Ужесточается ответственность за нарушение правил ведения торговли, заключены подряды на снос точек, как отмечает Тимур Галеев — начальник госветобъединения Казани, проводимые рейды позволяют регулярно выявлять не только нарушения правил реализации, но и отсутствие необходимых документов, подтверждающих происхождение и безопасность продовольственных товаров, а продавцы не имеют санитарных книжек.

Стоит отметить, что большинство торговых точек, даже оформленных на разных предпринимателей, формально являются пунктами реализации для крупных бизнесменов, владеющих оптовыми базами. Ежедневный оборот позволяет реализовать продукции гораздо больше, нежели в стационарных магазинах, поэтому ужесточение правил и ответственности нельзя назвать барьером для бизнеса, создаваемым чиновниками.

Тем не менее, несмотря на все недостатки, уличная торговля имеет и ряд преимуществ, недостижимых для стационарных кафе и магазинов, а именно – шаговая доступность, размещение в непосредственной близости от мест массовых скоплений населения, реализация продукции, которая не попадает в сетевые магазины. Как уверяют представители администрации, в следующем году даже для малых форм предпринимательской деятельности будут организованы оборудованные площадки, что позволит ликвидировать стихийные рынки.

Современная уличная торговля в Казани, по-прежнему сохраняет специфику, заложенную ещё в 90-е годы. Тем не менее, помимо нежелания приводить свою деятельность в рамки правового поля, существуют и серьёзные административные просчёты, которые необходимо устранять уже в ближайшее время.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*