Челны нарастили сбор налогов благодаря резидентам ТОСЭР

Увеличение налоговых сборов – естественный индикатор экономического развития региона, вследствие чего увеличение данного показателя в Набережных Челнах в 1,6 раза свидетельствует об определённых сдвигах в преодолении статуса моногорода. Попробуем разобраться, насколько объективной является оценка развития на основании подобных данных.

Причины роста налоговых сборов и влияние на него ТОСЭР

Столь значительный рост сборов является результатом сразу нескольких важных факторов, наиболее значимым из которых, по мнению начальника налоговой службы Лилии Гатиной, является развитие ТОСЭР. Действительно, 21 компания уже являются официально зарегистрированными резидентами территории опережающего развития, однако важно понимать, что эти проекты пока находятся в стадии первоначального развития, а также получают налоговые преференции, так что их вклад не стоит переоценивать.

Если проанализировать тенденции в действующем налогообложении, то становится очевидным, что не менее значимым для роста налоговых сборов было и введение утилизационного сбора, что ввиду наличия крупнейшего производства грузовых автомобилей и позволило получить дополнительные финансы.

Ещё одним крупным реорганизационным законопроектом, касающимся порядка начисления и величины сборов, является переход к кадастровой оценке недвижимости. При этом законопроект предусматривает планомерное увеличение сборов с 40% в 2016 году до полной величины – в 2020 году.

Иными словами, проводить сопоставление налоговых сборов с результатами деятельности ТОСЭР пока преждевременно. Более того, текущее законодательство в этом направлении предполагает и некоторое сокращение сборов ввиду того, что уже существующие в Набережных Челнах предприятия переводят свои инвестиционные проекты в формат новых подразделений, попадающих под юрисдикцию зоны опережающего экономического развития. В качестве примера можно рассматривать «Набережночелнинский трубный завод», который создаёт новое производство как официальный резидент. Подобное явление уже стало причиной разбирательства в действующем законодательстве, ввиду чего и появились разъяснения о том, что ТОСЭР – это прежде всего – не территория, на которую привлекаются преимущественно иностранные инвесторы, и она подразумевает размещение мощностей и местных компаний.

Эльдар Тимергалиев, заместитель руководителя исполкома, пояснил, что такая процедура вполне легальна и не предусматривает переход уже существующей компании и её старого производства в разряд резидентов. Тем не менее, строительство нового цеха вполне отвечает требованиям ТОСЭР. Однако если проанализировать подобное явление в среднесрочной перспективе, становится ясно, что дела обстоят не столь радужно, как описал чиновник. Дело в том, что создание нового производства может быть частью технического перевооружения уже существующего, которое в дальнейшем будет полностью заменено. Таким образом, может иметь место лишь формальный и поэтапный переход предприятия в новый статус, с предоставлением всех налоговых льгот и преференций. Тем не менее, ограничение льготного периода позволит нивелировать подобное явление.

Помимо этого, существует и ряд сложностей с начислением налога на недвижимость, ввиду чего участились случаи оспаривания кадастровой стоимости имущества, что также будет способствовать снижению темпов роста его собираемости. В скором времени можно будет оценить и влияние новых налоговых инициатив правительства по взиманию платы за хозяйственные постройки на частных придомовых или дачных участках, так что потенциал для роста налогооблагаемой базы не исчерпан.

Всё это подтверждается и абсолютными величинами сборов. Так, в 2017 году в Набережных Челнах было собрано 48 млрд. руб., в то время как резиденты ТОСЭР перечислили в бюджеты всех уровней 850 млн. руб. При этом, по словам Эльдара Тимергалиева, даже после выхода предприятий на проектную мощность и прекращения действия налоговых преференций величина сборов с резидентов достигнет 3,6 млрд. руб. Разумеется, территория опережающего развития предусматривает и дальнейшее увеличение числа резидентов, однако в сложных экономических условиях инвестиции со стороны отечественных компаний будут весьма ограничены, в то время как притоку иностранного капитала будет препятствовать внешнеполитическая ситуация и санкционные меры.

Долгосрочная налоговая динамика в разрезе развития ТОСЭР

Если подходить к вопросу налогообложения и влияния на него резидентов зоны опережающего развития, то подсчитать точную величину сборов не представляется возможным, поскольку помимо прямых налогов, существует и ряд косвенных. А именно – любые средства производства, приносящие прибыль, автоматически тянут за собой сферу обслуживания и торговлю, развитие сопутствующих сфер экономики, которые в долгосрочной перспективе дают куда больший прирост.

Тем не менее, несовершенство в налоговом законодательстве не даёт местным властям полноправно распоряжаться полученными средствами и направить их на развитие инфраструктуры. Так, по данным мэра города Наиля Магдеева, из 48 млрд. только 3,7 млрд. руб. останутся в городе, при этом лишь 27,6 млн. руб. были получены от резидентов ТОСЭР. Подобные явления не позволяют создать дополнительные условия для привлечения в регион сторонних инвесторов.

Что касается перехода существующих производств в ТОСЭР, то значимого сокращения налоговых сборов это не даст сразу по двум причинам: во-первых – поэтапный перенос мощностей – это затратный и долгосрочный процесс, который вряд ли удастся завершить до окончания налоговых льгот, во-вторых – крупнейшие налогоплательщики города – это традиционные машиностроительные производства, поэтому основная налогооблагаемая база останется без изменений.

В разрезе уже действующих программ и изменения законодательства, на ближайшие 2-3 года можно прогнозировать дальнейшее увеличение величины налоговых сборов. Что касается ТОСЭР, то все благоприятные тенденции могут получить своё продолжение исключительно в случае успешной экономической деятельности, а также при благоприятствующей рыночной конъюнктуре. Это особенно важно с учётом того, что резиденты в течение первых пяти лет своей работы платят только 7-процентный налог (непосредственно в Татарстане – 5%) на прибыль вместо установленных 20%. Стоит помнить, что на величину прибыли влияют и социальные отчисления, которые для резидентов зафиксированы на 7,6%, но в последствии будут доведены до традиционных 30%.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*